
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона. Премьера возобновления балета «Клоп» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Якобсона

«Клоп» возник на балетной сцене 50 лет назад. В июне 1962 года премьера спектакля состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Леонид Якобсон впервые обратился к необычному жанру хореографической сатиры, задумав балет с совсем не балетным названием. Вот что сам он говорил: «Идея подсказана образами Маяковского. Не одним его конкретным произведением, хотя видимую сюжетную основу составляет «Клоп». Но всем строем стихов, всей гражданской широтой, поэтическим охватом времени, всем духом самого современного современника – Маяковского». Постановка балета «Клоп» была экспериментальной в обращении к жанру хореографической сатиры, к образам поэзии Маяковского, да и в воплощении в балетном театре образа самого поэта. Спектакль стал событием, раскрыв новые грани таланта блестящих исполнителей главных партий – Аскольда Макарова (Маяковский), Наталии Макаровой (Зоя Березкина), Константина Рассадина (Присыпкин).
Спустя 12 лет для труппы «Хореографические миниатюры», давшей рождение Театру балета имени Леонида Якобсона, балетмейстер создал новую редакцию спектакля: он стал одноактным, более лаконичным, сократилось количество действующих лиц. Основные изменения были продиктованы иным музыкальным материалом. На этот раз Якобсон обратился к музыке Дмитрия Шостаковича (к спектаклю в Кировском театре музыку сочинили Ф. Отказов и Г. Фиртич), созданной в 1929 году к знаменитому спектаклю Всеволода Мейерхольда. Композитор успел увидеть премьеру второй редакции балета и написал: «Незабываемый вечер! Мне казалось, что мы с Якобсоном впервые родились в искусстве, и моя музыка звучала по-новому в хореографической интерпретации».
Нынешнее возобновление спектакля «Клоп» в Театре балета имени Леонида Якобсона станет премьерой для большинства его нынешних исполнителей. Талантливой молодежи, пополнившей труппу в последнее время, передают спектакль те, кому довелось работать с Якобсоном: Татьяна Квасова, Николай Пыхачов, Валерий Сергеев, Александр Степин. В главных партиях: Сергей Давыдов (Маяковский), Илья Осипов (Присыпкин), Анна Бородулина (Зоя Березкина), Наталья Злобина (Эльзевира Ренессанс).
После премьерного показа 2 ноября в Александринском театре, 17 декабря спектакль будет показан еще и на сцене «Балтийского дома». Контрастом к буффонаде «Клопа» прозвучит исполнение хореографических миниатюр «Роден» – одного из самых поэтических сочинений Леонида Якобсона. Фонтанка.ру
Другие события
-
Искусствовед расскажет историю накладных волос, которой несколько тысяч лет
Можно ли назвать парик — головным убором? А шиньон? И из чего можно делать то и другое? 19 сентября — очередная лекция цикла «Нетайная история одежды» от исследователя истории костюма, искусствоведа, хозяйки проката исторических нарядов Софьи Тютелевой. Бесплатно. 16+
-
В Павловском парке пройдет большой джазовый weekend
Фестиваль «Павловский кофе-джаз» возвращается в Павловск 20–21 сентября. Фанатов джазовых импровизаций — свинга и бибопа, новоорлеанского и фьюжен-джаза — ждут концерты, лекции, мастер-классы и, конечно, кофе. Вход по билету в парк. 0+
-
Осенний фестиваль фонтанов в Петергофе: вальсы, марши, фейерверк
20 и 21 сентября в Нижнем парке в Петергофе пройдет традиционный «Осенний фестиваль фонтанов». Праздник, посвященный возрождению Петергофа после оккупации, продлится оба выходных дня — в субботу и воскресенье — с 9:00 до 21:00.
-
В Михайловском замке откроется выставка Григория Гукасова
Григорий Гукасов — петербургский художник академической школы, ученик Андрея Мыльникова. На выставке вы увидите более сорока живописных работ, эскизы, этюды, скульптуру. Художник, обращаясь к историческому прошлому, объединяет свои работы цитатой из «Повести временных лет»: «Мы от рода русского…».
-
Фестиваль медиаискусства Digital Rain обрушит на Петербург потоки — цифровые
С 25 по 28 сентября в Петербурге пройдет новый международный фестиваль медиаискусства Digital Rain. Зрелищную программу из 20 аудио-визуальных инсталляций, видеоарта, цифровых перформансов, звуковых работ, проектов с дополненной реальностью, завершат образовательная программа и музыкальная от команды m_division, создателей фестиваля GAMMA.
-
В Музее Фаберже покажут современное искусство Нижегородской области
На выставке в Музее Фаберже вы увидите более ста двадцати работ: живопись, графику, фотографию, скульптуру, объекты. Это предметы из частных коллекций и мастерских художников, а также из совместной дебютной коллекции бренда «Хохлома» с дизайнером Алёной Ахмадуллиной. Организаторы делают акцент на работах молодых художников, в которых видят особый гуманистический характер.

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47