Историк расскажет, как петербуржцы научились путешествовать

Версия для печати Версия для печати

До Петра I путешествовать было не принято. Но потом Петр I отправился на два года по Западной Европе, а потом еще на два — и хотя это было не совсем путешествие, а скорее командировка, но оно дало старт всевозможным вояжам россиян. Как это было — расскажут 4 марта на бесплатной лекции в Российской национальной библиотеке.

«Путешествия же частных лиц за границу до Петра Великого совсем не имели места, так как у нас еще не было сознания пользы и необходимости таких путешествий», — читаем в одном старом историческом труде. Запад «был на большом подозрении, как источник всякой ереси, как постоянная опасность для православия и всех устоев нашей жизни». И вдруг государь берет да едет в этот «источник ереси». А затем десятками посылает туда в «образовательные туры» молодых русских дворян (в России попросту негде еще было учиться). А те, бывало, писали родным слезные письма на родину: как ненавистны им всякие навигацкие науки. Все помнят пушкинское «охота к перемене мест». Но Александр Сергеевич ведь уточнял, что это «весьма мучительное свойство /Немногих добровольный крест» — так тяжелы были путешествия. Между тем, как говорят источники, «каждое поколение Волконских, начиная с восемнадцатого века, стремилось всей душой к Италии...». Опять же, в Италии предпочитали обживаться представители рода Демидовых.

О том, как русские проникались симпатией к путешествиям, расскажет историк культуры Елена Жерихина. Лекцию «Петербуржцы путешествуют...» в рамках цикла «Светский Петербург» слушаем 4 марта в Главном здании РНБ (Садовая ул., 18, Конференц-зал). Начало в 18.30, лекция бесплатная, но нужно записаться по тел. (812) 718-85-40

Александра Шеромова

Опубликовано 27 февраля 2020, 13:43

Другие события

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока

Государственный Эрмитаж открыл в Двенадцатиколонном зале выставку «Светильники на мусульманском Востоке» — не такую большую, как выставка о дуэлях и поединках, но раскрывающую тему с разных сторон: через сами предметы и их изображения в прикладном искусстве. Из нее вы узнаете, о чем сигнализирует изображение лампы на занавесе или ковре, как по типу светильника в арабской рукописной миниатюре определить место действия истории, и как поэзия может быть функциональной.

Статьи

>