В Лермонтовке расскажут, как евреи поселились в Петербурге и как это повлияло на всю страну

Версия для печати Версия для печати

Цикл библиотеки Лермонтова о национальных общинах начнется с евреев. Организаторы цитируют еврейскую то ли шутку, то ли констатацию факта: «Когда евреи наконец добрались до земли обетованной, оказалось, что их там не ждали». Российскую империю сложно назвать землей обетованной — послушаем 18 февраля, каково народу Книги приходилось здесь.

До конца XVIII века в Российской империи вовсе не было еврейских подданных. Екатерина I распорядилась «всех выслать вон из России за рубеж немедленно». Распоряжения у нас сами знаете, как исполняются — спустя 15 лет уже императрица Елизавета Петровна распоряжается примерно о том же. Когда ее попросили впустить в страну купцов-евреев (дескать, это казне выгодно), ответила, что «от врагов Христовых не желаю интересной прибыли». О том, что Христос тоже к этому народу принадлежал, ходатаи вряд ли осмелились подметить.

Лишь в середине XIX века в Петербурге обосновалась официальная еврейская община, но, как отмечает исследователь истории национальных общин Карина Маркосова, «именно в Петербурге происходили события еврейской жизни, имевшие общероссийский масштаб». У властей была надежда «исправить» своих еврейских подданных; евреи подумывали как-то договориться с властью. Обе стороны поняли, что в этом деле не преуспеют.

Слушаем 18 февраля лекцию «Евреи в Российской Империи» (с особым вниманием к жизни еврейской общины в дореволюционном Петербурге) в Открытой гостиной Центральной библиотеки Лермонтова на Литейном пр., 17-19. Начало в 18.30. Вход свободный.

Александра Шеромова

 

Опубликовано 13 февраля 2020, 16:12

Другие события

Великий мастер, мизантроп и сложная личность. Эрмитаж отмечает 550-летие Микеланджело выставкой, «оживившей» круг художника

В Пикетном зале Эрмитажа до конца лета будет открыта выставка «„Божественный Микеланьоло“ и его современники», приуроченная к 550-летию с его рождения. Кураторы выстроили ее вокруг единственного произведения великого итальянского скульптора в России — «Скорчившегося мальчика». И это повод узнать почти детективную историю эрмитажного шедевра и его скрытый смысл, понять, каким человеком был ее великий создатель, а также посмотреть работы его лучшего друга, его главного соперника и другие выдающиеся произведения времени.

Статьи

>