Сейчас вы их не встретите, да и слава богу: столкнуться на Невском с гигантским 8-метровым моллюском ортоцерасом — сомнительное удовольствие. Какие еще красавцы водились на месте нынешнего Петербурга 450 миллионов лет назад, узнаем на лекции 12 января.

В те времена у нас тут был практически курорт: плескалось теплое море. Этой благодатью пользовались, например, шаровики, или морские пузыри — родичи современных морских ежей и звезд, хоть не очень на них похожи. С шаровиками соседствовали брахиоподы, или плеченогие — вот эти похожи на привычные нам ракушки, только сейчас раковины дорастают до 8,5 см, а когда-то — до 40 см. Трилобитов, похожих на наших мокриц, были сотни видов, некоторые достигали 90 см в длину. Вот все эти существа (и многие другие) почти без натяжки можно назвать древнейшими петербуржцами: они стали частью слоистого известняка, стройматериала для первых каменных домов города. Добывали известняк из Путиловских карьеров; он серый, с виду непарадный, но и Растрелли, и Воронихин с Захаровым, и другие зодчие имперской столицы очень его ценили.

Биолог Олег Валерский подскажет, на каких зданиях искать остатки древних существ, а также поведает, какой образ жизни эти существа вели. Лекцию «Самые древние петербуржцы» слушаем в библиотеке Маяковского (филиала на Невском, 20). 

Александра Шеромова

Опубликовано 04 января 2020, 23:06

Другие события

Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода

Новая большая выставка в «Манеже» «Все Бенуа — Всё Бенуа» стоит на трёх китах: Петербург (с Петергофом), Эрмитаж, семья Бенуа во главе с Александром Николаевичем. В целом — это рассказ про подвижную, синтетичную культурную идентичность и то, что Петербург — её ковчег.

Статьи

>