Петербуржцам покажут уникальные старинные изразцы — с русских печей и стен

Версия для печати Версия для печати

24 декабря в Петропавловской крепости открывается выставка, которая будет интересна всем, кто интересуется искусством и историей России. Вниманию зрителей представят подлинные изразцы XV—первой половины XVII века.

В этот период на Руси формировалась традиция использования новых видов декора, а в интерьер и быт вошли изразцовые печи. Речь идет о терракотовых фризах, практически неотличимых от белокаменной резьбы, а также о первых опытах русских зодчих по введению цвета в декоративное убранство фасадов, о «красных» печных изразцах и изразцах муравленых (т.е. покрытых зеленой глазурью «муравою»), украшавших не только печи, но и фасады Москвы, Костромы, Углича, Ярославля и целого ряда других городов.

К сожалению, до наших времен дошло мало цельных объектов — церкви перестраивали, а в ХХ столетии — просто разрушали. Печи — перекладывали, но чаще просто разбирали. Сохранению «древних» изразцов во многом способствовал труд исследователей-подвижников. Среди них — Сергей Александрович Маслих (1901–1991), посвятивший большую часть своей жизни изучению искусства русского изразца. На выставке будет возможность увидеть не только созданные им графические листы, но и подлинные образцы архитектурной керамики из фондов Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Выставка «Охотник за изразцами» проходит в Государевом бастионе Петропавловской крепости, в Музее архитектурной художественной керамики до 14 февраля.

«Фонтанка.ру»

Опубликовано 23 декабря 2019, 13:44

Другие события

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>