Фото: dklurie.ru

Лев Лурье проследит превращение Петербурга в провинцию

Версия для печати Версия для печати

Лет семь назад Лев Лурье опубликовал в «Огоньке» статью «Петродеградация» — «о провинциализации культурной столицы». Статья одних огорчила, других обидела и, что еще горче и обиднее, со временем не устарела. 10 декабря узнаем, как почти сто лет назад все начиналось.

Не то чтобы провинция — это плохо: сам же Лев Яковлевич как-то отмечал, что и Пальмира, и Венеция (с которыми наш город часто сравнивают) «давно и навсегда провинциальны», а второсортна как раз претензия на столичность со всякими бутиками и пышными городскими праздниками. К термину «культурная столица» мы привыкли, как будто так было всегда — а его впервые официально употребил президент Ельцин. Интересно, как горожане отвыкали считать себя столичными жителями. В начале 1920-х при Григории Зиновьеве началась «беспощадная чистка Петрограда от Петербурга»: так или иначе город покинули (через смерть или отъезд) Николай Гумилев, Александр Блок, Маяковский, Мережковский и Гиппиус, Илья Репин, Аверченко, Мандельштам, и многие-многие другие. Не только выдающиеся — как отмечает Лурье, — исчезли модистки, рестораторы, инженеры, биржевые деятели — «в новом Петрограде они были решительно никому не нужны». Между тем и в 1935-м в закрытом письме ЦК говорилось: «Ленинград является единственным в своем роде городом, где больше всего осталось бывших царских чиновников и их челяди, бывших жандармов и полицейских».

Лекция «Как Петербург превращали в провинцию» — из авторского цикла Лурье «Петербург: нарезка по вертикали». Увидим «срезами» переезд столицы, разгром «ленинградской оппозиции», чистку от «лишенцев»… Слушаем Льва Лурье в коворкинге «Ясная Поляна» (ул. Льва Толстого 1-3). 10 декабря, начало в 19.30.

Александра Шеромова

Опубликовано 04 декабря 2019, 13:27

Другие события

Улицы невидимых рисунков. Как петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

Споры о легализации уличного искусства в Петербурге ведутся не первый год: они обостряются в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображения всем известных личностей, как это произошло с Иосифом Бродским, и ослабевают в периоды без скандалов. Параллельно с «уличными войнами», в конце июля было объявлено о том, что при поддержке Смольного и ЗакСа в городе организуют школу граффити. И рисовать там будут «патриотичные» работы. Корреспондент «Фонтанки» узнал, где спрятаны сотни артов художников, которые не собираются рисовать по указке, и оказался в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

Статьи

>