Лет семь назад Лев Лурье опубликовал в «Огоньке» статью «Петродеградация» — «о провинциализации культурной столицы». Статья одних огорчила, других обидела и, что еще горче и обиднее, со временем не устарела. 10 декабря узнаем, как почти сто лет назад все начиналось.

Не то чтобы провинция — это плохо: сам же Лев Яковлевич как-то отмечал, что и Пальмира, и Венеция (с которыми наш город часто сравнивают) «давно и навсегда провинциальны», а второсортна как раз претензия на столичность со всякими бутиками и пышными городскими праздниками. К термину «культурная столица» мы привыкли, как будто так было всегда — а его впервые официально употребил президент Ельцин. Интересно, как горожане отвыкали считать себя столичными жителями. В начале 1920-х при Григории Зиновьеве началась «беспощадная чистка Петрограда от Петербурга»: так или иначе город покинули (через смерть или отъезд) Николай Гумилев, Александр Блок, Маяковский, Мережковский и Гиппиус, Илья Репин, Аверченко, Мандельштам, и многие-многие другие. Не только выдающиеся — как отмечает Лурье, — исчезли модистки, рестораторы, инженеры, биржевые деятели — «в новом Петрограде они были решительно никому не нужны». Между тем и в 1935-м в закрытом письме ЦК говорилось: «Ленинград является единственным в своем роде городом, где больше всего осталось бывших царских чиновников и их челяди, бывших жандармов и полицейских».

Лекция «Как Петербург превращали в провинцию» — из авторского цикла Лурье «Петербург: нарезка по вертикали». Увидим «срезами» переезд столицы, разгром «ленинградской оппозиции», чистку от «лишенцев»… Слушаем Льва Лурье в коворкинге «Ясная Поляна» (ул. Льва Толстого 1-3). 10 декабря, начало в 19.30.

Александра Шеромова

Опубликовано 04 декабря 2019, 13:27

Другие события

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>