«БТК-Фест»: Пушкин, Кафка, Фрида, бумажный театр и воображаемые спектакли реальных режиссеров
Версия для печати
Со 2 по 4 ноября в Петербурге пройдет Шестой международный фестиваль «БТК-Фест: театр актуальных кукол», одно из немногих крупных событий осени, которое не вошло в орбиту Театральной Олимпиады. Рассказываем, что можно будет увидеть на главном петербургском смотре театра кукол.
Темой нынешней программы объявлена «игра в классику», под которой, как следует из сообщения на обновленном сайте фестиваля предлагается понимать «наш общий культурный код, коллективное бессознательное, которое состоит из музыки, литературы, кино, великих личностей, архетипов, цитат».
Всего в программе девять спектаклей, среди площадок — не только БТК, но и сцена на Фурштатской театра Karlsson Haus. 3 ноября коллектив представит в рамках фестиваля спектакль «Сад наслаждений» в постановке Евгения Корняга. Источником вдохновения для создателей постановки, балансирующей на грани физического и кукольного театра, стала картина Босха «Сад земных наслаждений» и вся совокупность связанных с ней фактов, символов и ассоциаций.
2 ноября фестиваль откроется на Камерной сцене спектаклем для детей «История одного чуда» Творческого объединения 9. В основу постановки Ивана Пачина легла история, которая для множества людей является символом нового начала — рождение Иисуса Христа. Маленькие зрители соберутся вокруг специального стола и, следуя за сюжетом Евангелия, будут создавать спектакль вместе с актерами.

Фото: btk-fest.ru
В тот же день на Малой сцене БТК покажут спектакль из Нидерландов Paperwork. Театральная компания BetweenTwoHands создала целую инсталляцию из бумаги, вдохновленную творчеством Франца Кафки. Бумага — материал, в котором создатели спектакля воплотили мир творческих фантомов одного из главных писателей ХХ века.
Сразу две премьеры представят хозяева фестиваля. Первая из них — «Чайка» по пьесе Чехова, которую Руслан Кудашов поставил со студентами своего режиссерского курса в РГИСИ. 2 ноября пройдет специальный фестивальный показ, тогда как официальная премьера состоится почти через два месяца, 23 декабря.
Второй премьерный спектакль БТК, «Фрида», в постановке Надежды Мошкиной, покажут 3 ноября. Постановка появилась в репертуаре благодаря недавней режиссерской лаборатории БТК-ЛАБ, темой которой была «Жизнь замечательных людей». В результате получилась история о страдании, преодолении и невероятной силе духа. Жизнь и творчество художницы воплотились в спектакле не только в фигуре актрисы Натальи Сизовой, но и в фоне, декорациях, деталях.

Фото: btk-fest.ru/
Московский театр «Тень» 3 ноября представит спектакль «Театр воображения. Антология 1». Это, пожалуй, самая загадочная постановка в программе «БТК-феста»: зрителей приглашают на воображаемые спектакли реальных режиссеров. Авторы и исполнители Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум благоразумно предупреждают: для просмотра спектакля необходимо иметь способность вообразить что-нибудь на сцене, в противном случае они снимают с себя всякую ответственность.
Вечером 3 ноября на Основной сцене БТК пройдет спектакль «Пушкин. Очень маленькие трагедии» Белорусского государственного театра кукол. Камерная постановка Алексея Лелявского вместила в себя весь пушкинский цикл, при этом внешняя лаконичность и аскетизм каждой из новелл еще острее высвечивает масштаб классических сюжетов.

Фото: btk-fest.ru/
Последний день фестиваля, 4 ноября, откроется спектаклем «Тысячелистник» французского театра Compagnie Areski. Зрители отправятся в путешествие в темноте театрального зала среди бумажных скульптур. Пять раз автор и исполнитель спектакля Лукаш Арески соберет их вокруг стола, чтобы наметить сюжет очередной истории, а находить недостающие детали участники будут сами, освещая бумажные фигуры карманными фонариками.

Фото: btk-fest.ru/
А спектаклем закрытия станет «Быть Дон Кихотом» словенской компании Teatro Matita. История о бедном бродячем кукольнике, созданная по мотивам романа Сервантеса, основана на превращениях и перевертышах: прошлое сталкивается с настоящим, кукольный театр переходит в физический, зрители превращаются в полноценных участников спектакля.

Фото: btk-fest.ru/
Алёна Палатченко
Другие события
-
В Молодежном театре выпускают трагикомедию Вуди Аллена о гангстерах и любви к искусству
Может ли украденный Рафаэль превратить главу мафиозного клана в человека, способного прощать и видеть мир по-новому? 12, 26 и 27 декабря на сцене Молодежного театра на Фонтанке состоится петербургская премьера «Бруклинской сказки» Вуди Аллена — трагикомедии о том, как подлинное искусство пробуждает душу даже у тех, кого воспитали криминальные улицы Бруклина 30-х годов.
-
В «Росфото» открывается выставка нижегородских фотографов рубежа XIX–XX веков
Вы увидите порядка трёхсот оригинальных работ нижегородских мастеров светописи — Андрея Карелина и Максима Дмитриева из Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника и собрания «Росфото».
-
В Петропавловской крепости покажут новгородские изразцы XVII века
На экспозиции «Музей архитектурной художественной керамики» в Государевом бастионе вы сможете увидеть двадцать предметов из собрания Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.
-
Но Новой сцене покажут танц-перформанс о ежедневной усталости и борьбе
12 декабря на Новой сцене Александринского театра состоится премьера танцевального перформанса «Восстание» — исследования соматической коллективности и того, как забота и поддержка превращаются в бунт против обыденности.
-
Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет блеснут на фестивале «Площадь Искусств»
Петербургская филармония вновь собирает звезд под крышей своего Большого зала: традиционный фестиваль «Площадь искусств» (6+), что в конце 2025 года пройдет в 25-й раз, пригласил известных оперных певцов, дирижеров, пианистов и лауреатов конкурса вокалистов Хиблы Герзмава.
-
Русский музей посвятит большую выставку «фундаментальным ценностям»
Выставка «Русская традиция» в Корпусе Бенуа объединит более 650 произведений из собрания ГРМ. Вы увидите живопись Бориса Кустодиева, Алексея Венецианова, Константина и Владимира Маковских, Василия Тропинина, Павла Федотова, Андрея Рябушкина и других мастеров. Важной частью экспозиции станут национальные костюмы, редкие образцы крестецкой строчки и золотного шитья, предметы декоративно-прикладного искусства.
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.