Фото: wikimedia.org

Петербуржцев научат древнерусской тайнописи

Версия для печати Версия для печати

«Тарабарщиной» мы называем бессмыслицу и нечто непонятное, но изначально это синоним тайнописи. 3 октября в новом здании Российской национальной библиотеки не только расскажут про тарабарщину, но и научат некоторым приемам. Вход свободный.

Царь Алексей Михайлович писал своему двоюродному брату Афанасию Матюшкину тайнописью (такую записку можно увидеть в Википедии). Но мы бы эту записку, даже написанную на обычном тогдашнем языке прочесть не смогли бы — тарабарщина какая-то, а похожим почерком наши врачи рецепты выписывают. Иногда тайнопись похожа на стенограмму: к примеру, в так называемой полусловице нужно писать не целую букву, а какую-то ее часть, а в гласной полусловице пропускать гласные. Хуже для расшифровщика, если письмо написано на основе вымышленной азбуки или где буквы заменяются цифрами.

Николай Буцких, библиотекарь Отдела рукописей РНБ, основатель Центра исследований древнерусской культуры «ЗЕЛО», успешно подсаживающий петербуржцев на изучение церковнославянского языка, 3 октября расскажет о древнерусской тайнописи и тайнописателях. А мы с вами попробуем изобразить какую-нибудь полусловицу.

Встречаемся в новом здании РНБ на Московском пр.,165/2, в 16.00. Вход свободный. Кстати, это и последний день работы выставки «Долой неграмотность: из истории азбуки и букваря» — не забудьте заглянуть.

Александра Шеромова

Опубликовано 26 сентября 2019, 15:14

Другие события

Улицы невидимых рисунков. Как петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

Споры о легализации уличного искусства в Петербурге ведутся не первый год: они обостряются в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображения всем известных личностей, как это произошло с Иосифом Бродским, и ослабевают в периоды без скандалов. Параллельно с «уличными войнами», в конце июля было объявлено о том, что при поддержке Смольного и ЗакСа в городе организуют школу граффити. И рисовать там будут «патриотичные» работы. Корреспондент «Фонтанки» узнал, где спрятаны сотни артов художников, которые не собираются рисовать по указке, и оказался в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

Статьи

>