На выставке «последнего сюрреалиста» в Эрмитаже откроют четвертое измерение

Версия для печати Версия для печати

В Главном Штабе с 10 апреля начнет работу выставка сюрреалиста Роберто Матты, которого знали Марсель Дюшан и Джексон Поллок, а российская публика увидит впервые.

Художник, чье полное имя звучит как Роберто Антонио Себастьян Матта Эчауррен, родился в 1911 году в Чили. Его биография (а прожил Матта до 91 года) похожа на энциклопедию культурной жизни Европы всего ХХ века. Молодой архитектор по окончании колледжа в 1933 году переехал в Париж, работал в мастерских знаменитых архитекторов Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса, познакомился с Пабло Нерудой и Федерико Гарсия Лоркой, стал другом Сальвадора Дали и получил активную поддержку Анри Бретона. Правда, спустя годы, последний выгнал его из парижской группы сюрреалистов — но это уже из-за профессиональной ревности. И не удивительно: Матта долгое время оставался последним из живых и действующих художников-сюрреалистов, к которому именно с таким посылом обращались СМИ за интервью.

Работы Роберто Матты выставляются в России впервые. Всего их привезли свыше 90, ради чего российскому куратору выставки Дмитрию Озеркову и американскому Оксане Саламатиной потребовалось договариваться с владельцами 23 частных коллекций, по большей части — заокеанскими.

Кстати, жизнь Роберто Матта была связана и с нашей страной — художник увлекся трудами философа и теоретика «четвертого измерения» Петра Успенского, а в конце 1930-х и вовсе некоторое время жил в СССР. Именно «четвертое измерение» Успенского и сыграло важнейшую роль в становлении его художественного языка, которым он стремился выразить энергию жизни и работу человеческого мозга.

Что из себя представляют работы Матты, и как тот видел «четвертое измерение», станет понятно на выставке, которая будет открыта до 30 июня. Однако есть некоторая подсказка: издательство «Гараж» недавно выпустило книгу Десмонда Морриса «Сюрреалисты в жизни», где тот простыми ненаукообразными словами описал картины автора.

«Типичная картина Матты изображает неистовые, охваченные мукой или экстазом антропоморфные фигуры в хаотичном, словно разнесенном взрывом архитектурном пространстве, — писал он. — Картины Матты похожи на исступленные наброски, сделанные инопланетянами в ужасе от стрессов городской жизни людей».

"Фонтанка.ру"

Опубликовано 07 апреля 2019, 12:30

Другие события

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>