В сентябре 1880 года Александр II оставил на имя своей морганатической семьи 3 миллиона золотых рублей, а через полгода был убит народовольцами. «Судьбу» капитала проследят на бесплатной лекции в РНБ 19 марта.

Екатерина Долгорукова (или Долгорукая), дочь гвардейского капитана, племянница декабриста Вишневского, правнучка основателя Одессы Дерибаса стала Светлейшей княгиней Юрьевской, когда повенчалась с овдовевшим императором. Дети Романовых, рожденные вне брака, но после узаконенные, получали эту фамилию. На царя охотились террористы и он понимал, что любовница и дети окажутся в очень шатком положении. После свадьбы по приказу императора министр двора граф Адлерберг положил в госбанк более 3 миллионов рублей на имя княгини Юрьевской и её детей. Недолюбливавший по понятной причине княгиню Александр III, приняв престол, тем не менее, назначил ей ренту, купил ей Малый Мраморный дворец. Но когда уже при Николае II 60-летняя княгиня, к тому времени подолгу жившая за границей, поинтересовалась судьбой вложенных денег, Министерство императорского двора в тратах не отчиталось. Княгиня оставила после себя долги, а между тем завещание до сих пор хранится в архивах, и об этой почти детективной истории расскажет историк культуры Елена Жерихина.

Лекцию «Потерянное завещание Александра II в пользу княгини Е.М. Юрьевской» слушаем 19 марта в Главном здании Российской национальной библиотеки (Садовая, 18, конференц-зал). Начало в 18.30, вход свободный.

Александра Шеромова

Опубликовано 12 марта 2019, 13:00

Другие события

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво

«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).

Статьи

>