В сентябре 1880 года Александр II оставил на имя своей морганатической семьи 3 миллиона золотых рублей, а через полгода был убит народовольцами. «Судьбу» капитала проследят на бесплатной лекции в РНБ 19 марта.

Екатерина Долгорукова (или Долгорукая), дочь гвардейского капитана, племянница декабриста Вишневского, правнучка основателя Одессы Дерибаса стала Светлейшей княгиней Юрьевской, когда повенчалась с овдовевшим императором. Дети Романовых, рожденные вне брака, но после узаконенные, получали эту фамилию. На царя охотились террористы и он понимал, что любовница и дети окажутся в очень шатком положении. После свадьбы по приказу императора министр двора граф Адлерберг положил в госбанк более 3 миллионов рублей на имя княгини Юрьевской и её детей. Недолюбливавший по понятной причине княгиню Александр III, приняв престол, тем не менее, назначил ей ренту, купил ей Малый Мраморный дворец. Но когда уже при Николае II 60-летняя княгиня, к тому времени подолгу жившая за границей, поинтересовалась судьбой вложенных денег, Министерство императорского двора в тратах не отчиталось. Княгиня оставила после себя долги, а между тем завещание до сих пор хранится в архивах, и об этой почти детективной истории расскажет историк культуры Елена Жерихина.

Лекцию «Потерянное завещание Александра II в пользу княгини Е.М. Юрьевской» слушаем 19 марта в Главном здании Российской национальной библиотеки (Садовая, 18, конференц-зал). Начало в 18.30, вход свободный.

Александра Шеромова

Опубликовано 12 марта 2019, 13:00

Другие события

«Мы не знали даже, как он выглядел». В Петербурге впервые рассказали историю антиквара Гомулина и показали его коллекцию

Александр Кузьмич Гомулин (1876 — после 1940) был известным петербургским-ленинградским букинистом и антикваром. В царское время в его магазинах регулярно проходили обыски с конфискацией книг революционеров, а при советской власти Гомулина ссылали в Северный край. При этом Гомулин был человеком с большой волей к жизни и любовью к своему делу; в жесточайшие «исторические времена» он сохранил не только профессию, но и уникальную коллекцию печатной графики. Именно её показывает на выставке Музей истории религии — и это настоящее сокровище. Историю самого Гомулина музей тоже рассказывает впервые: сведения о книжнике кураторы собирали по крупицам около семи лет.

Статьи

>