В Публичке расскажут, что читала «веселая императрица» и куда пропала ее библиотека

Версия для печати Версия для печати

Злые (да и не злые) языки говорили, что Елизавета Петровна была без понятия, что Англия — остров. «Весёлая царица была Елисавет, поёт и веселится, порядка только нет», —писал Толстой (который граф Алексей Константинович). Не так уж все просто, утверждают в РНБ и приглашают на бесплатную лекцию 13 марта.

Насчет Англии байка удивительна: у императрицы была обширнейшая библиотека и второе место по количеству в ней занимали географические издания — атласы и описания путешествий (первое — труды по политической истории Европы). И, например, дипломат именно что из Англии, господин Виш, отмечал: «Ни одна принцесса в Европе не всходила на троны, обещая быть более великим человеком, и провидение ее достаточно одарило всеми качествами и всеми талантами, нужными для того, чтобы быть любимой и уважаемой своими подданными и другими нациями». И вряд ли Виш имел в виду любовь к охоте и умение веселиться. До нас дошли два каталога «французской» части личной библиотеки Елизаветы Петровны и, как говорят исследователи, содержание этих каталогов «разрушает застарелое клише, меняет наше представление о личности дщери Петровой – её образованности, сфере интересов, подготовленности к управлению государством». Только вот куда делись сами книги после смерти хозяйки? Где они сейчас? И вообще, как сложился образ Елизаветы как беззаботной и невежественной?

За Елизавету Петровну заступятся РНБ и Петровское историческое общество в продолжении лекционного цикла «Мой XVIII век». Встречаемся 13 марта в главном здании Публички (Садовая, 18, Конференц-зал), начало в 18.30, вход свободный.

Александра Шеромова

Опубликовано 06 марта 2019, 18:49

Другие события

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво

«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).

Статьи

>