«Ты думаешь, что свинский Петербург не гадок мне?»: Горожанам представят интимную переписку Пушкина

Версия для печати Версия для печати

Письма Александра Пушкина к Наталье Гончаровой впервые напечатал Тургенев в 1878 году, и это событие вызвало скандал. Стоит ли предавать огласке такие интимные документы, недоумевали рецензенты. С тех пор прошло 140 лет, и мы точно знаем: стОит. Письма — не просто исторический источник о жизни поэта, но и увлекательное чтиво, которое может убедить любого школяра, что «наше все» — не бронзовый памятник, а вполне себе человек.

Ощущение такое, будто листаешь сообщения в мессенджерах, по ошибке занесённые в XIX век. Автор ревнует («Того и гляди избалуешься без меня, забудешь меня — искокетничаешься»), сам отвечает на ревнивые упреки («Какая ты дура, мой ангел!»), зубоскалит об общих знакомых и политике («Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю»).

А ещё Пушкин передвигается по России — посещает Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Болдино, Симбирск, Михайловское, Петербург — так что книгу вполне можно сравнить с современным тревелогом. Вот как, например, поэт отозвался об имперской столице: «Ты думаешь, что свинский Петербург не гадок мне?»

Письма в 2018 году перепечатало издательство «Пушкинский фонд». Не в последнюю очередь эта книга ценна благодаря комментарию покойной пушкинистки, старшего научного сотрудника Института русской литературы РАН Янины Левкович. 19 февраля издание представит горожанам публицист, соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Он же ответит на главный вопрос: а где письма Натальи Николаевны к Пушкину, и почему мы их не читаем?



Фото: обложка книги

Встреча начнётся в 18.30 в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Подробности — по ссылке. 

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Опубликовано 18 февраля 2019, 21:58

Другие события

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>