Борис Павлович ставит «Исследование ужаса» по прозе обэриута в «Квартире»
Версия для печати
Для «Квартиры» на Мойке, 40 тексты обэриута Леонида Липавского стали программными. Открылось пространство спектаклем «Разговоры», номинированном на «Золотую маску» в конкурсе «Эксперимент». Здесь не было разделения на сцену и зал: зрители словно попадали к другу на вечеринку и могли свободно передвигаться по комнатам, вступать или не вступать во взаимодействие с актерами. Режиссер Борис Павлович использовал «Разговоры» Липавского не как пьесу, а как принцип организации действия. В разных точках «Квартиры» профессиональные актеры наравне с людьми с ментальными особенностями, студентами Центра «Антон тут рядом» создавали игровые ситуации, вдохновленные ОБЭРИУтами.
«Исследование ужаса» продолжает работу, начатую в «Разговорах». Борис Павлович подчеркивает, что его в этом случае не интересует документалистика: «Валерий Шубинский, один из исследователей творчества и биографии Хармса, заметил, что нас и ОБЭРИУтов разделяет «антропологическая пропасть». Именно исследование этого зазора составляет наибольший интерес: не документальное воспроизведение исторического периода, а попытка вглядеться в природу мышления, способов взаимодействия поэтов и мыслителей прошлого века».

Фото: предоставлено организаторами
В исследовании принимают участие только профессиональные актеры из команды «Квартиры»: спектакль станет сложной аналитической работой по разбору философских текстов ОБЭРИУтов и будет длиться около трех часов. Актеры создают не персонажей, а скорее интеллектуальные модели, не учитывающие гендер: «кто-то – концептуальный философ и мизантроп, кто-то – лицедей, кто-то – упорный академист», — уточняет продюсер и куратор публичной программы Ника Пархомовская.
Принцип иммерсивного театра, когда зрители путешествуют по пространству и сами выбирают объект для наблюдения, сохранится: диалоги будут разворачиваться одновременно в нескольких точках. «Липавский знал, что некоторые из его гостей-собеседников не выносят друг друга, и каждый раз собирал их в разные «пасьянсы»: Хармса с Введенским, Друскина с Заболоцким, Хармса с Олейниковым и так далее, но никогда не всех разом. Собственно, именно поэтому Борис Павлович и предназначает себе роль Липавского – скрытого «режиссёра» обэриутских разговоров, психолога и наблюдателя, одержимого философией «фотографирования разговоров», — рассказывает Ника Пархомовская.
В проекте принимают участие драматург Элина Петрова, преображают пространство «Квартиры» художник Катерина Андреева и Стас Свистунович (свет), пластикой актеров занимается Алина Михайлова, а хормейстером выступает Анна Вишнякова.
Спектакль подойдет для зрителей старше 16 лет.
Премьерные спектакли пройдут 30 и 31 января, 13 и 24 февраля в 19:00.
Софья Козич
Другие события
-
На этой неделе: откровения Долиной, хейт дочери Салтыкова, Уголек Шаркова
Вышел свежий номер журнала «Антенна-Телесемь в Санкт-Петербурге». Читайте о том, что рассказала Лариса Долина о ловушке, в которую попала, за что фанаты ненавидели дочь музыканта Виктора Салтыкова, кто помогает актеру Андрею Шаркову — легендарному Леониду Панову из «Тайн следствия» — справляться с ранними подъемами, а также какие виды дентальной имплантации предлагает современная стоматология.
-
В Петербурге пройдет Лаборатория абсурда
С 10 по 14 декабря мультидисциплинарная площадка «Узел» (пространство АТС, ул. Некрасова, 3-5) превратится в театральную лабораторию по исследованию абсурда: пять режиссеров представят эскизы спектаклей по драматургии Беккета, Виана, Тьери и Вишнека, чтобы попытаться найти соответствующий художественный язык для эпохи постправды и внутренней неопределенности. Партнером проекта стал Французский институт в Санкт-Петербурге.
-
Фестиваль итальянского кино: Бертолуччи, Гарибальди и женские судьбы
С 11 по 21 декабря в Петербурге пройдёт XI Российско-итальянский кинофестиваль RIFF. Смотр традиционно проводится при поддержке Итальянского Института культуры в Санкт-Петербурге. В киноцентре «Родина» покажут более двадцати итальянских картин: игровых, документальных и короткометражных, от лидеров проката до новинок авторского кино. 18+
-
Сын Клинта Иствуда и новая «королева крика» в романтической драме «Сожалею о тебе»
С 11 декабря на экранах — романтическая драма «Сожалею о тебе», экранизация одноимённого романтического бестселлера 2019 года Колин Гувер. Режиссер Джош Бун утвердился как признанный мастер жанра после работы над сентиментальной драмой «Виноваты звёзды». В этот раз он, впрочем, переключился с подростковой романтики на более взрослую семейную сагу, охватывающую 17 лет.
-
Джош Гэд и Кая Скоделарио стараются похоронить скелеты прошлого в чёрной комедии «Дело семейное»
11 декабря — премьера американской чёрной комедии «Дело семейное», снятая режиссёром Алексом Уинтером. Фильм заслужил одобрение кинокритиков, назвавших картину циничным, но очень смешным неонуаром о том, как мы неизбежно превращаемся в собственных родителей».
-
Этнографический музей познакомит с культурой тофаларов — коренного народа Сибири
Сегодня тофаларов всего семьсот человек, и это один из самых малочисленных народов Сибири. Их образ жизни сформировался в труднодоступных частях Иркутской губернии и, как отмечают в музее, долго оставался на редчайшем виде хозяйства — горно-таёжном вьючно-верховом оленеводстве. На выставке вы увидите более двухсот этнографических предметов и порядка тридцати исторических фотографий.
Рюмочные передачи и кубок, за который могли казнить: что показывает Эрмитаж в завершающем зале Галереи Петра Великого
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
- 07 декабря 2025 - Эрмитаж пережил 60 эвакуаций посетителей за три года, из них 11 — в 2025 году