
Борис Павлович ставит «Исследование ужаса» по прозе обэриута в «Квартире»
Версия для печати
Для «Квартиры» на Мойке, 40 тексты обэриута Леонида Липавского стали программными. Открылось пространство спектаклем «Разговоры», номинированном на «Золотую маску» в конкурсе «Эксперимент». Здесь не было разделения на сцену и зал: зрители словно попадали к другу на вечеринку и могли свободно передвигаться по комнатам, вступать или не вступать во взаимодействие с актерами. Режиссер Борис Павлович использовал «Разговоры» Липавского не как пьесу, а как принцип организации действия. В разных точках «Квартиры» профессиональные актеры наравне с людьми с ментальными особенностями, студентами Центра «Антон тут рядом» создавали игровые ситуации, вдохновленные ОБЭРИУтами.
«Исследование ужаса» продолжает работу, начатую в «Разговорах». Борис Павлович подчеркивает, что его в этом случае не интересует документалистика: «Валерий Шубинский, один из исследователей творчества и биографии Хармса, заметил, что нас и ОБЭРИУтов разделяет «антропологическая пропасть». Именно исследование этого зазора составляет наибольший интерес: не документальное воспроизведение исторического периода, а попытка вглядеться в природу мышления, способов взаимодействия поэтов и мыслителей прошлого века».

Фото: предоставлено организаторами
В исследовании принимают участие только профессиональные актеры из команды «Квартиры»: спектакль станет сложной аналитической работой по разбору философских текстов ОБЭРИУтов и будет длиться около трех часов. Актеры создают не персонажей, а скорее интеллектуальные модели, не учитывающие гендер: «кто-то – концептуальный философ и мизантроп, кто-то – лицедей, кто-то – упорный академист», — уточняет продюсер и куратор публичной программы Ника Пархомовская.
Принцип иммерсивного театра, когда зрители путешествуют по пространству и сами выбирают объект для наблюдения, сохранится: диалоги будут разворачиваться одновременно в нескольких точках. «Липавский знал, что некоторые из его гостей-собеседников не выносят друг друга, и каждый раз собирал их в разные «пасьянсы»: Хармса с Введенским, Друскина с Заболоцким, Хармса с Олейниковым и так далее, но никогда не всех разом. Собственно, именно поэтому Борис Павлович и предназначает себе роль Липавского – скрытого «режиссёра» обэриутских разговоров, психолога и наблюдателя, одержимого философией «фотографирования разговоров», — рассказывает Ника Пархомовская.
В проекте принимают участие драматург Элина Петрова, преображают пространство «Квартиры» художник Катерина Андреева и Стас Свистунович (свет), пластикой актеров занимается Алина Михайлова, а хормейстером выступает Анна Вишнякова.
Спектакль подойдет для зрителей старше 16 лет.
Премьерные спектакли пройдут 30 и 31 января, 13 и 24 февраля в 19:00.
Софья Козич
Другие события
-
На фестивале «ЛЮБЛЮ» бесплатно расскажут о фотографии и архитектуре
«ЛЮБЛЮ» — ежегодный фестиваль Маяковки, посвященный дню рождения Маяковского, а фотография и архитектура — темы этого года. 15, 17 и 18 июля будем слушать экспертов о топографии эмансипации, борьбе противоположностей в архитектуре Петербурга и 90-летней давности альбоме «Город Ленина». Бесплатно. 16+
-
Музей истории религии посвятит выставку христианам Ближнего Востока и Северной Африки
Арабский — не равно «мусульманский», а термины «шариат», «шахид» и «расул» относятся не только к мусульманской традиции. Всё это вы узнаете на выставке «Христианство в арабском мире», а также увидите порядка ста семидесяти экспонатов из собрания ГМИРа, Императорского Православного Палестинского Общества и Санкт-Петербургской духовной академии.
-
В «Манеже» покажут историю фотографии: от дагеротипа до искусственного интеллекта
Согласно амбициозному замыслу, зрителям покажут фотоискусство «от дагеротипа до искусственного интеллекта». Вы увидите порядка шестисот произведений ста семидесяти восьми авторов, включая Луи Дагера, Вильяма Каррика, Карла Буллы, Александра Родченко, Эля Лисицкого, Бориса Смелова, Бориса Орлова, Сергея Борисова, Влада Мамышева-Монро. Проект создан совместно с центром визуального искусства Beton, кураторы — коллекционер и художник Ольга Мичи и основатель Beton, коллекционер и историк фотографии Алексей Логинов.
-
Эрмитаж покажет европейские «художественные кабинеты» из своего собрания
В Синей спальне откроется выставка настольных кабинетов XVI–XIX веков, вы увидите порядка ста экспонатов. В музее хранится крупнейшее российское собрание подобных предметов, их можно подолгу разглядывать, удивляясь декору и особенностям конструкции.
-
«Балтик Ралли» в Выборге: очень много мотоциклов и концерты рок-звезд
С 17 по 20 июля на Рыночной площади Выборга пройдет Мотофестиваль «Балтик Ралли». Зрителей ждет насыщенная программа: выставки авторских мотоциклов Custom Bike Show и необычных транспортных средств Crazy Wheels Show, Музей старинных мотоциклов Семена Трофимова «МОТОРАРИТЕТ». А также состоятся концерты Алексея Поддубного («Джанго»), рок-музыканта и мотоциклиста Гарика Сукачева и Сергея Галаниа и группы «СерьГа».
-
В кино покажут нейрокомедию о бате, который вселился в робота-петуха
17 июля на экраны выходит комедия Виталия Дудки «Нейробатя». Слоган картины — «Когда батя в твоих руках». Исполнитель главной роли Денис Власенко подчеркнул, что «история сказочная, но очень злободневная, говорящая о ценности реальной связи между людьми».

Лампа Аладдина и не только: Эрмитаж открыл выставку светильников Востока
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 10 июля 2025 - «Сегодня ты, а завтра я». Михайловский театр анонсировал премьеру постановки Кехмана
- 09 июля 2025 - Скончалась актриса Галина Карелина — Александринскому театру она посвятила почти 70 лет
- 08 июля 2025 - Музей истории религии отправил на реставрацию один из знаковых экспонатов — можно ждать открытий
- 08 июля 2025 - В честь Дня Петра и Павла Русский музей бесплатно пустит в Михайловский замок
- 07 июля 2025 - С Двенадцати коллегий и Кунсткамеры сняли крыши — берега Васильевского стремительно пустеют: как пакуют Петербург
Статьи
-
10 июля 2025, 13:50Якова Чернихова называют «советским Пиранези» по аналогии со знаменитым итальянским создателем «бумажной архитектуры», чьи невоплощенные проекты стали самостоятельным направлением искусства. Судьба произведений архитектора-конструктивиста Якова Чернихова — также преимущественно виртуальна: единственное его здание в Петербурге — это и есть тот самый «Красный гвоздильщик», чей Канатный цех с водонапорной башней в свое время заинтересовал культового современного архитектора Заху Хадид.
-
05 июля 2025, 23:26
-
04 июля 2025, 08:30