«У оперы нет никакого практического оправдания», — интригующе заявляют устроители. Кому и с какой стати пришло в голову ее изобрести, в одной лекции не объяснишь: будет целый сериал, первая лекция – 21 января.

У искусства вообще неважно с практическим смыслом, но «опера» в переводе с итальянского, да и латыни, это «работа», а у работы какая-никакая задача должна быть. Компания итальянских музыкантов и поэтов, которые в конце XVI века придумали оперу, были не робкого десятка. В те времена полагалось творить с оглядкой на церковь, а эти творцы взялись за языческие античные мифы, да еще с древнегреческой манерой исполнения: то сольное распевание, то хоровое, к тому же речитативом. Мы понятия не имеем, какой была первая опера (от «Дафны» музыки не осталось), но о манере ее автора Якопо Пери представление имеем: другое его произведение, «Эвридика», сохранилось. Причем первое ее исполнение уже прошло «по-королевски», во время торжеств по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV (это который из «Королевы Марго» Дюма). Искусство оперы довольно быстро обосновалось в разных странах, а уши россиян оказались в целом тоже подготовлены к восприятию новинки: наши скоморохи тоже совмещали в выступлениях диалоги, танец и пение. Сейчас Россия входит в первую пятерку самых «оперных» стран (по числу ежегодных постановок), а Петербург числится среди самых оперных городов мира.

Итак, слушаем не оперу, но про оперу в лектории Иоанновского равелина Петропавловской крепости, 21 января (дальше следите за расписанием лектория). Начало в 18.30.

Александра Шеромова

Опубликовано 14 января 2019, 13:02

Другие события

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво

«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).

Статьи

>