«У оперы нет никакого практического оправдания», — интригующе заявляют устроители. Кому и с какой стати пришло в голову ее изобрести, в одной лекции не объяснишь: будет целый сериал, первая лекция – 21 января.

У искусства вообще неважно с практическим смыслом, но «опера» в переводе с итальянского, да и латыни, это «работа», а у работы какая-никакая задача должна быть. Компания итальянских музыкантов и поэтов, которые в конце XVI века придумали оперу, были не робкого десятка. В те времена полагалось творить с оглядкой на церковь, а эти творцы взялись за языческие античные мифы, да еще с древнегреческой манерой исполнения: то сольное распевание, то хоровое, к тому же речитативом. Мы понятия не имеем, какой была первая опера (от «Дафны» музыки не осталось), но о манере ее автора Якопо Пери представление имеем: другое его произведение, «Эвридика», сохранилось. Причем первое ее исполнение уже прошло «по-королевски», во время торжеств по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV (это который из «Королевы Марго» Дюма). Искусство оперы довольно быстро обосновалось в разных странах, а уши россиян оказались в целом тоже подготовлены к восприятию новинки: наши скоморохи тоже совмещали в выступлениях диалоги, танец и пение. Сейчас Россия входит в первую пятерку самых «оперных» стран (по числу ежегодных постановок), а Петербург числится среди самых оперных городов мира.

Итак, слушаем не оперу, но про оперу в лектории Иоанновского равелина Петропавловской крепости, 21 января (дальше следите за расписанием лектория). Начало в 18.30.

Александра Шеромова

Опубликовано 14 января 2019, 13:02

Другие события

Куда пойти 1–3 июля: День Достоевского, «дом Щукина» в Эрмитаже и праздник уличных театров

На первых выходных июля город гуляет на Дне Достоевского и пытается пережить жару с меньшими потерями, чем Родиона Раскольников, радует прохладными залами музеев с новыми выставками и наполняется музыкой.

Статьи

>