C 21 февраля в корпусе Бенуа Русского музея пройдёт выставка иконописи XVII века из собрания музея, многие экспонаты зрители увидят впервые и с новой атрибуцией.

Название выставки — «Осень русского Средневековья» — отсылает к книге нидерландского исследователя Йохана Хёйзинги «Осень Средневековья» и обещает переосмысление сакрального искусства XVII столетия. Принято считать, что в XVII веке начался закат русской иконописи в её традиционной, византийской стилистике. Всё отчётливее проступало движение в сторону западноевропейской религиозной живописи: тут и тончайшая манера письма, и богатство убранства, и нарастающее индивидуальное начало. Обратной стороной этого процесса стал тот факт, что XVII век богат на имена мастеров – более ранние иконы зачастую можно атрибутировать только по региональной школе, но не определить автора.

Музей предлагает взглянуть на XVII век как на пышный закат русского Средневековья. Кураторы обещают показать не одну иконопись, а панораму столетия: представят также книги, предметы ювелирного искусства, лицевого шитья, монументальной живописи XVII века. Столетие, начавшееся со Смуты, прошедшее через бунты, кризисы и ополчения и завершившееся Петром I, явно не исчерпывается одним обмирщением иконы.

Выставка пройдёт с 21 февраля по 11 мая в Корпусе Бенуа.

Анастасия Семенович

Опубликовано 11 января 2019, 14:56

Другие события

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво

«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).

Статьи

>