Фестиваль «Дягилев P.S.» покажет японскую «Баядерку» и южноафриканскую «Жизель»

Версия для печати Версия для печати

Двухсотый день рождения француза Мариуса Петипа, который создал русский классический балет, каким мы его знаем и любим, уже отметили повсеместно. Последним среди поздравляющих — фестиваль «Дягилев P.S.», стартующий 21 ноября. Его программу можно назвать «Петипа. P.S.» или «как мог ставить Мариус, живи он сегодня». Балетных названий в афише всего пять, они, на первый взгляд, привычны и засмотрены до дыр. Но так только кажется: «Дягилев» — не «балеты наследия», а параллельные им авторские миры.

Неизведанное

Два самых любопытных события — премьеры «Девушка с фарфоровыми глазами» («Коппелия») (22 ноября на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом») екатеринбургской гранд-дамы современного танца Татьяны Багановой и «Ghost» Анжелена Прельжокажа (27 ноября, гала-концерт) — остаются темными лошадками. Фестиваль скуп на подробности и дает лишь строить предположения, какими окажутся новые, созданные специально для смотра, спектакли. Баганова фантазирует о кукольности, живом и мёртвом на материале невинной «Коппелии». От Прельжокажа можно ждать оммаж имперскому театру, настолько же великому, насколько призрачному и неуловимому.

«Коппелия»
«Коппелия»

Фото: Глеб Махнев, пресс-служба фестиваля «Дягилев P.S.»


Все же ре-конструкция

Ещё один центр притяжения — екатеринбургская «Пахита». Спектакль идет в репертуаре «Урал Опера Балет» почти год, но в Петербург доберется только 23 ноября в БДТ им. Товстоногова. О нём, наоборот, известно все, что можно. Собрать заново танцы должен был Сергей Вихарев, ответственный за воссоздание «буквы» Петипа по сохранившимся нотациям. Но балетмейстер внезапно умер; заканчивал постановку худрук Вячеслав Самодуров. У него мнимая цыганка Пахита оказывается в машине времени — первый акт «одет» в старинные рисованные декорации и испанские костюмы, второй отправляет в немецкий экспрессионистский фильм. Финал буквально демонстрирует, как живется Петипа сегодня: обыкновенно пышное, апофеозное Grand Pas возникает посреди обычного театрального буфета, где отдыхает современная труппа.

«Пахита»
«Пахита»

Фото: Елена Лехова, пресс-служба фестиваля «Дягилев P.S.»


Тени из других миров


Родные «Жизель» и «Баядерка» — самые большие «обманки» в афише. Первая прибудет 26 ноября в БДТ им. Товстоногова из ЮАР вместе с темнокожей труппой The Dance Factory. Романтический балет с трагическим концом недолгого романа и кладбищенским вторым актом срезонировал с двумя неожиданными вещами: африканской культурой и феминизмом. Хореограф и исполнительница заглавной партии Дада Мазило избавляется от пуантов, шопенок и излишней милосердности. Привычный сюжет протекает не среди рисованных домиков, а в криках и гаме настоящей деревни. Этот мир более жесток и категоричен — и поэтому, даже умерев сначала от любви, Жизель здесь становится мстительницей. Мазило превращает белые тени вилис в рассерженных духов предков, агрессивную толпу цвета крови. Они уже не закружат в танце, но, пожалуй, забьют босыми ногами — и уж точно не отпустят живым.


Открывающая фестиваль (21 ноября на сцене Александринского театра) «Баядерка» приехала из Японии. В стране, где классический балет востребован едва ли не сильнее всего в мире, «Дягилев» нашел труппу Noism, которая решила приспособить пышный ориентализм Петипа под свои представления. Из знакомого — сюжет и музыка. Сословно-мелодраматические коллизии отлично ложатся на японскую историю, цветастые индийские храмы заменяются на минималистичный серый камень и средневековые латы. Подзаголовок «Пространство иллюзии» намекает, что основным окажется знаменитый «акт теней» и возникающие в нем видения — а местная Никия, тоненькая и текучая, напоминает призрак с первого же выхода.

«Баядерка»
«Баядерка»

Фото: Kishin Shinoyama, пресс-служба фестиваля «Дягилев P.S.»


Фестиваль продлится до 27 ноября. Полная афиша на сайте

Тата Боева

 

Опубликовано 21 ноября 2018, 12:38
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>