Чем монастырские тюрьмы были хуже каторги — расскажут в ЕУСПб

Версия для печати Версия для печати

В советские годы в Соловецком монастыре разместился лагерь особого назначения, но это, конечно, не было «новацией»: и при царях монастыри функционировали как темницы, причем для вполне светских людей. Как именно – расскажут 21 ноября на бесплатной лекции в ЕУСПб.

«...таки и ныне из разных мест посылаются в монастыри к содержанию вечному и временному колодники...», — сообщают источники, а лектор Екатерина Махотина констатирует: «Монастырское заключение представляет собой интереснейший культурный и социальный феномен в Русской истории». На те же Соловки первого преступника сослали еще в XVI веке, но то был игумен-отступник. А с петровских времен светская власть стала активно использовать ссылку в монастыри и для мирян: политически неудобных, обвиненных в безнравственном поведении, за недонесение, «за грехопадение»… И, как писал узник Соловков XVIII века, «лучше бы быть мне на каторге»: в монастыре можно было попасть и в земляную яму с крысами, а формулировки наказаний говорят сами за себя: «держать в монастырских трудах до смерти», «держать у стены на цепи», «держать в каземате до смерти».

Екатерина Махотина — доцент кафедры истории Восточной Европы в Боннском Университете (Германия), работала с вновь открытыми архивными источниками и на основании этих данных рассмотрит, как развивалась монастырская ссылка в петровскую и екатерининскую эпоху.

Начало лекции «Наказание и исправление в монастырских тюрьмах в России XVIII века» в 18.00. Адрес: Гагаринская ул., д. 6/1, литера А, вход с ул. Шпалерная, дом 1, аудитория 429 (Золотой зал).

Александра Шеромова

 

Опубликовано 15 ноября 2018, 13:10
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>