27 сентября в кинотеатрах ожидается событие планетарного масштаба: в прокат выйдет «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама.

Скажи кто два года назад, что предстоит писать эти слова – не поверил бы. Фильм – рекордсмен про продолжительности съемок. Гиллиам впервые приступил к работе над лентой в 1989 году, но тогда студия Phoenix у него проект отобрала, режиссер ушел, хлопнув дверью, и фильм так и не был завершен. В 2000-м он приступил к съемкам новой версии «Дон Кихота» – но исполнитель главной роли, француз Жан Рошфор, получил серьезную травму, начался простой, декорации разрушились, на съемочную площадку стали валиться стихийные бедствия. Дальше раз в два-три года Гиллиам объявлял, что вот-вот возобновит съемки. К этим анонсам никто уже всерьез не относился. И вот – фильм окончен и выходит в прокат, чего никто уже не ждал.

Дон Кихота играет звезда «Бразилии» Джонатан Прайс. Санчо (ну, почти) – Адам Драйвер. Сюжет несет в себе печать приключений гиллиамовского проекта: режиссер (как раз герой Драйвера) приезжает в испанскую деревушку, где живет свихнувшийся старик, считающий себя Дон Кихотом. А заезжую знаменитость принимает за своего оруженосца. Вокруг все тоже «ку-ку», поэтому доказать обратное герою не удаётся. Дальше начинается фирменное гиллиамовское балансирование между вымыслом и реальностью, сказкой и правдой.

Уникальность режиссера в том, что его симпатии (а также зрительские) всегда остаются на стороне сказки. Видимо, это и помогло ему закончить фильм-долгострой.

Иван Чувиляев

Опубликовано 23 сентября 2018, 15:56
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля

В ноябре 2022 года Госдума приняла поправки к ряду законов. Смысл этих поправок сводился к ужесточению наказания за пропаганду ЛГБТ (международное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России - прим.ред.). При этом четких официальных критериев, что именно называть пропагандой ЛГБТ, нет до сих пор, так что все, кто так или иначе рассказывал о романтических отношениях не между мужчиной и женщиной, оказались должны сами для себя выработать язык, который не доведет их до штрафа и тюрьмы. Добавим закон о фейках, о дискредитации армии — и постоянно видоизменяющийся закон об иноагентах. Как только эти поправки и законы начали применяться, книжная сфера оказалась в интересном положении. «Фонтанка» показывает ситуацию изнутри — глазами книготорговца.

Статьи

>