В Театре на Литейном представят спектакль о блокаде Ленинграда
Версия для печати
Написанные в самую суровую зиму блокады Ленинграда дневники детей и взрослых легли в основу спектакля «Гекатомба» режиссера Яны Туминой. Премьеру покажут 5 июня в Театре на Литейном.
В античности слово «гекатомба» означало жертвоприношение из ста быков, в средневековье так называли гибель большого количества от эпидемий и войн, а XX век добавил новые пугающие ассоциации этому слову. Писатель Наталия Соколовская, редактор книг о блокаде и соавтор инсценировки спектакля, рассказывает, где впервые возникло это слово в связи с блокадой: «Слово «гекатомба» появляется в дневнике Софьи Казимировны Островской, она пишет: «Какую великую гекатомбу принес Ленинград!». Мы понимаем, что имеется ввиду невероятное человеческое жертвоприношение, подобное средневековым эпидемиям. В одном из словарей на «Академике» «гекатомба» встречается именно в контексте Блокады. Самое большое количество жертв было в первую блокадную зиму и весну. Это время называли в Ленинграде «смертным временем»».
Режиссер Яна Тумина и Наталия Соколовская отобрали большое количество редких документальных свидетельств жизни города в то тяжелое время. «Мы работали с дневниками, люди писали во время блокады, можно сказать, онлайн. Имена этих блокадных людей известны историкам, но не известны большинству петербуржцев. Мы постарались возродить к жизни малоизвестные имена. В спектакле использован, конечно, блокадный дневник Ольги Берггольц, также три дневника шестнадцатилетних подростков — Лены Мухиной, Юры Рябинкина, Бори Капранова, а также врача Израиля Назимова, архитектора Льва Ильина, скрипача Льва Маргулиса и других людей, переживших и не переживших блокаду. Использованы воспоминания Лидии Яковлевны Гинзбург и "Блокадная книга" Д. Гранина и А. Адамовича», — рассказывает Яна Тумина.
Наталия Соколовcкая поясняет, что «время действия спектакля ограничено именно зимой 1941-1942 года. Сами дневники подвели нас к этому. В этом времени их авторы не только выживали или умирали, у них происходили невероятные прозрения и такие прорывы духа, которые, может быть, в нормальное время никогда бы не случились. Блокада оказалось колоссальным инструментом самопознания человека как в его низших, животных проявлениях, так и в высших. Для всех, кто занят в спектакле, это возможность на несколько мгновений слиться с авторами дневников и отдать дань уважения, понять ту невероятную ситуацию, в которой они оказались».
Для Театра на Литейном новый спектакль будет необычным: наравне с актерами на сцене возникают куклы и объекты.Яна Тумина считает, что «без кукол эту историю не рассказать, история блокады и блокадных людей лежит вне обычных человеческих представлений о жизни и смерти». На сцену выйдут актеры разных театров: народный артист России Ефим Каменецкий, заслуженная актриса России Марина Солопченко, Ольга Иванова, Александр Безруков, Виталий Гудков, Александр Кошкидько, Ренат Шавалиев и Андрей Шимко. Сценографию создал Эмиль Капелюш, а куклы — Кира Камалидинова и Татьяна Стоя.
Рекомендуемый возраст зрителей – старше 16 лет.
Начало спектакля 5 июня в 19:00.
Софья Козич
Другие события
-
Сергей Безруков и Виктор Сухоруков застряли в проклятой деревне в триллере «Искупление»
С 13 ноября на экранах фильм «Искупление» от режиссёра Константина Еронина. Сюжет черно-белого мистического триллера рассказывает о ветеране русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Солдат возвращается в родную деревню и видит, что там творятся нехорошие дела: день не наступает, свечи перед иконами не горят, люди то и дело исчезают, а оставшиеся явно не в себе. Хуже того, местные подозревают, что виной всему — его собственный сын, которого обвинили в связях с дьяволом.
-
Джиллиан Андерсон и Джейсон Айзекс странствуют в поисках душевного мира в драме «Соленая тропа»
13 ноября на экраны выпускают драму британки Марианн Элиотт «Соленая тропа». В главных ролях — Джиллиан Андерсон («Секретные материалы», «Сексуальное просвещение») и Джейсон Айзекс («Патриот», «Белый лотос»). Они исполняют соответственно роли писательницы Рэйнор Уинн и её мужа Мота. В результате неудачной инвестиции пара теряет дом. В это же время у Мота диагностируют прогрессирующее неизлечимое заболевание. Чтобы пережить отчаяние, они отправляются в длительный пеший поход вдоль побережья Девона, Корнуолла и Дорсета. Величие природы и встречи с добросердечными людьми постепенно вытесняют отчаяние и придают сил.
-
Архитектор расскажет, как ж/д изменит будущее городов
Мы живем в тех условиях, которые во многом были определены 200 лет назад появлением железных дорог. Они, в частности, положили начало масштабной урбанизации. То ли еще будет? Узнаем 13 ноября в пространстве «Сообщество» в Новой Голландии на лектории по архитектуре. 18+
-
Татьяна Навка представит в Петербурге «Больше, чем шоу»
В свой юбилейный год Татьяна Навка представит в Петербурге новую программу «Больше, чем шоу». 14 и 15 ноября на лёд «Юбилейного» выйдут знаменитые фигуристы, олимпийские чемпионы, партнёры, коллеги и друзья Навки, и, конечно, она сама. 0+
-
Фестиваль «Музыкальное сердце театра»: детство Бабы-Яги, Дон Кихот, сказки Пушкина и другие истории
С 14 по 24 ноября фестиваль «Музыкальное сердце театра» представит 14 спектаклей из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Омска, Барнаула и других городов, отобранных из 111 заявок — в этом году он впервые пройдет в Петербурге. Этот смотр станет не только конкурсом, но и масштабной картой современного музыкального театра страны — от классических сюжетов до экспериментальных форм.
-
Семен Серзин выпускает новый хит по пьесе Стешика с Олегом Рязанцевым о пацанской дружбе
15 ноября, а также 4 и 6 декабря в «Невидимом театре» Семен Серзин представит спектакль «Мороз» — роуд-муви без маршрута по пьесе Константина Стешика, в которой пацанская дружба проходит проверку смертью и льдом. Спектакль исследует, может ли дружба, рожденная в пацанской среде с ее особыми законами чести, стать сильнее смерти и физического распада. Главные роли сыграют — Олег Рязанцев из МДТ и актер «Мастерской» Миша Касапов.
ЮАР в Центре Курехина, Шанхай в БДТ, Каталония в Балтдоме — чем удивит «Дягилев P.S.»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 12 ноября 2025 - Начались съемки фильма «Истребители» о событиях 1991 года на крейсере «Адмирал Кузнецов»
- 11 ноября 2025 - Плюс — не помеха: «Новая Голландия» с выходных открывает каток
- 11 ноября 2025 - Эрмитаж дает послушать голоса старинных часов и музыкальных механизмов и посмотреть их движение
- 11 ноября 2025 - Букеровскую премию получил венгерский писатель — о чем его книга?
- 10 ноября 2025 - В Петербурге вручили «Золотые софиты» — какие спектакли назвали лучшими?
Статьи
-
10 ноября 2025, 16:08В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась небольшая, но уютная выставка «спасённого и сохранённого» — архитектурных деталей из одноимённого музейного фонда. Большинство предметов попали в музей из-за комплексного капремонта зданий исторического центра, который шел в 1960-е/80-е годы, и в ходе которого старорежимную красоту безжалостно зачищали. Иногда жильцы забирали фрагменты декора с собой в момент выселения, чтобы потом предложить музею выкупить артефакты. Музейщики ленинградцев не осуждают.
-
07 ноября 2025, 16:14Эта осень богата интеллектуальными событиями: впервые на русском выходит отдельный роман Гюнтера Грасса, нобелиата, у которого на русском широко известен только «Жестяной барабан», и в нем Грасс от лица крысы обвиняет людей в конце света, художник театра говорит о поэтах, а литературный критик берется за биографию звезды искусствоведения. И это мы пока не увидели всего, что издатели традиционно пытаются успеть выпустить к зимней ярмарке non/fictio№