Кинематический театр «Шарманка» из Глазго вспомнит петербургские корни

Версия для печати Версия для печати

Премьера документального фильма «Путешествие с Шарманкой» о том, как создавался кинематический театр «Шарманка», пройдет в Музее театрального и музыкального искусства 2 апреля.

Всемирно известный театр «Шарманка» знаком в России немногим: много лет назад, в 1993 году он переехал из Петербурга в Глазго. Создатели театра в 2010 начали снимать документальный фильм о петербургском периоде «Шарманки» и закончили монтаж к 2018 году.

Театр создали Эдуард Берсудский и Татьяна Жаковская. Они познакомились в Петербурге в 1989 году: Эдуард Берсудский сочинял кинематические скульптуры для себя, а Татьяна Жаковская работала в театре имени Ленсовета заведующей литературной частью. Именно она смогла разглядеть в движущихся фигурах будущий «балет машин» или кинематический театр.

Татьяна Жаковская рассказывает: «Если бы я не прошла школу Бориса Понизовского, я бы не смогла увидеть в этих скульптурах театр. К нему я попала, когда мне было девятнадцать, и провела с ним много лет в качестве слушателя. Получилось, что у меня два образования: официальное театроведческое и неофициальное — Понизовского».

К слову, учениками Понизовскому были и знаменитые ныне создатели театра «АХЕ» Павел Семченко и Максим Исаев и режиссер Яна Тумина — каждый из которых создал свой тип театра. «Шарманка», развивая его идеи, открыла целое направление в области визуального театра — кинематический театр.

«Действие фильма — зима 2010 года, когда были знаменитые сосули. — рассказывает Татьяна Жаковская. — Это жизнь Эдуарда Берсудского от начала до отъезда, а я появляюсь в последней трети, как это и было в реальной жизни. Мы с Эдуардом встретились поздно, ему было около пятидесяти, а мне около сорока. Потом выяснилось, что мы выросли на соседних улицах, знали много людей и возможно пересекались в начале жизни, но не заметили друг друга. Поэтому мы ходили и показывали друг другу первую часть своей жизни. У меня было ощущение, что это уходящая натура, люди того поколения исчезают, и важно успеть многое сохранить».

В Глазго театр «Шарманка» неизменно собирает аншлаги, а Эдуард Берсудский был удостоен высшей награды для художников в Шотландии Creative Scotland Award. Одну из его работ можно увидеть даже в коллекции Национального музея Шотландии — это огромные Millennium Clock, «часы тысячелетия», созданные совместно с художниками Тимом Стэдом и Анникой Сэндстром.

Театр пока не планирует гастроли в России, поэтому единственный шанс познакомиться с «Шарманкой» будет во время премьеры фильма в Музее театрального и музыкального искусства 2 апреля в 19:00.

Софья Козич


 

Опубликовано 30 марта 2018, 12:28

Другие события

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>