ѕетербург увидит зарисовки, сделанные в блокадном Ћенинграде

¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

17 €нвар€ в —оюзе художников откроетс€ выставка, на которую нужно приходить духовно подготовленным. ¬спомнив о том, что улицы и дома нашего города хран€т страдани€ тех, кто погибал здесь в блокаду. » о том, что пышный парадный ѕетербург (или дл€ кого-то сегодн€ – разгульный ѕитер) при этом навсегда останетс€ Ћенинградом — в силу своей трагической истории.

ѕрочувствовать это и посмотреть на город глазами блокадной художницы ≈лены ћарттилы, котора€ уверена, что именно искусство не дало ей умереть в далеком 1942-м, можно на выставке «ћиг между прошлым и будущим».

≈лена ћарттила родилась в ѕетрограде 6 €нвар€ 1923 года в семье военного курсанта из финского города  отка ќксара ћарттила и рабочей местного завода ≈вдокии ¬асильевны. «абега€ вперед, ≈лена ћарттила сейчас и сама живет в  отке, в €нваре ей исполнилось 95 лет, и она продолжает заниматьс€ творчеством, участвовать в выставках.

¬ предвоенную пору она одиннадцатилетней девочкой поступила в художественную школу при јкадемии художеств, прин€в участие в конкурсе юных талантов. Ќо уже через несколько лет ее отец был арестован и расстрел€н — а реабилитирован только посмертно в 1988-м. “ем не менее, художественную школу ≈лена окончила. ј через два дн€ началась война.

¬место јкадемии художеств девушка, чье здоровье признали слишком слабым дл€ фронта, училась на курсах дл€ медсестер. –аботала в детской больнице санитаркой и медсестрой – и продолжала рисовать. ¬ ту пору продолжало функционировать Ћенинградское училище имени ¬. —ерова на “аврической улице. » студенты приходили на зан€ти€, перебарыва€ усталость, слабость и страх.

«арисовки ћарттилы воплотили ужас времени, в которое ей пришлось жить: на одной из ее гравюр изображена блокадна€ комната с заклеенными накрест окнами и «буржуйкой», на другой — Ћенинградка на дежурстве. »зможденную женщину, прижимающую к себе ребенка, потом назовут «Ћенинградской мадонной». ј сама ≈лена, однажды почувствовав, что может не дожить до утра, из последних сил написала автопортрет, гл€д€ в зеркало при свете масл€ной лампы. » подписала: «ѕеред смертью». Ўел февраль 1942-го.

ќднако, жизнь вз€ла верх — а уже через несколько мес€цев ≈лена вывозила контуженную мать и соседей с маленькими детьми по ƒороге ∆изни. Ќазад в свою квартиру на ¬асильевском они вернулись в 1943-м. ј уже в 1944-м художница написала портрет Ўостаковича во врем€ исполнени€ —едьмой симфонии в ‘илармонии.

»менно эту Ћенинградскую серию (которую ей насто€тельно рекомендовали уничтожить, дабы не противоречила официальной подаче информации о блокаде) и представ€т на выставке в —оюзе художников. ј еще — портреты, натюрморты, пейзажи и гравюры по мотивам романа Ѕулгакова «ћастер и ћаргарита», театральные эскизы (после войны ≈лена ћарттила работала над театральными спектакл€ми) и монотипии.

¬ыставка будет открыта до 28 €нвар€.

«‘онтанка.ру»

 

ќпубликовано 17 €нвар€ 2018, 11:55

ƒругие событи€

»тоги Ђ инотавраї: шахматна€ парти€ с забытыми фигурами

¬ —очи вечером 25 сент€бр€ подвели итоги самого авторитетного российского кинофестивал€. ”же на следующий день соцсети разразились критикой. ќбоснована ли она Ч объ€сн€ет кинокритик Ђ‘онтанкиї, лично побывавша€ на Ђ инотавреї.

—татьи

>