Новость, безусловно, важная для театрального сообщества – проект «НеПрикасамые», один из самых успешных примеров социального театра в стране, завершается. После трех лет работы с бездомными, сотни интервью, многих сыгранных спектаклей команда режиссера Михаила Патласова, драматурга Алины Шклярской и многих артистов, продюсеров, режиссеров, которые были вовлечены в проект, решили поставить точку. Но с этой точки должны стартовать несколько новых социально-художественных проектов. 6 и 7 декабря Порт «Севкабель» на Васильевском острове превратят в пространство тотальной инсталляции. Зрителям готовят трип по трем десяткам локаций — каждая представляет отдельное искусство, отдельную «неприкосновенную», табуированную в обществе тему.

Билет «НеФеста» не ограничивает время пребывания – вы можете пройти весь арт-марафон длиною в 33 часа. Организаторы обещают накормить зрителей и оборудовать зону для сна (правда, спальники придется взять с собой). Ночная часть, говорит Патласов, будет главной в проекте.

«неПОХОРОНЕННЫЙ»

Перед презентацией программы для журналистов 28 ноября режиссер сформулировал внятный личный принцип об отношениях художника и социума. Автор делает объектом и субъектом искусства «обычного» человека, включает его историю, проблему в зону художественного и ищет выход. 10-минутный перформанс «неПОХОРОНЕННЫЙ» с «отделением» посмертной маски Ленина, которую сделали с самого Патласова (и правда, похож), восстанием с погребального ложа – скорее пунктир полновесной акции, которую режиссер обещает развернуть 6 и 7 декабря.



Фото: vk.com/nefestru

Гораздо важнее открытое озвучивание намерения: я-художник считаю, что захоронение вождя поможет справиться с раздраем общества, освободиться от разрушительной мифологии революции. Граница между искусством и неискусством стирается. Художественный акт становится актом реальным, меняющим действительность (в данном случае лишь в перспективе).

Это реальный принцип «НеПрикасаемых». Доказательство тому – история Яши Яблочника, детдомовца, столкнувшегося с насилием. После спектакля правоохранители завели уголовное дело – шесть подозреваемых сегодня находятся под следствием. Другой герой спектакля – бездомный учитель географии Вячеслав Раснер после показа стал востребованным экскурсоводом по непривычному Невскому. В соцсетях его поддерживают больше десяти тысяч подписчиков, о нем пишут газеты. А совсем недавно Раснеру, жертве «черных риелторов», помогли въехать в новую собственную квартиру. Во время «НеФеста» зрители смогут услышать истории «НеПрикасаемых». В спектакли вошли всего 14, а на фестивале озвучат все 70 правдивых интервью. Подробнее читайте в нашем материале.

«Все мы бездомные», – говорил композитор Олег Каравайчук. Он написал музыку для первого спектакля «НеПрикасаемые». На фестивале в специальной зоне можно будет впервые целиком услышать его фортепианное сочинение.

 

«неРЕАЛЬНОЕ»
Стрит-арт на фестивале представляет художник Владимир Абих, автор граффити с акционистом-«поджигателем» Петром Павленским на Лиговском проспекте, о котором неделю назад писали многие СМИ. Патласов завербовал Абиха как художника-единомышленника. Еще до «НеПрикасаемых» автор из Екатеринбурга вместе с художником Славой ПТРК работал над проектом «Уличная грязь». Они раскладывали на улицах деревянные щиты-трафареты: чем больше людей оставляли на них следы ботинок, тем ярче проступал портрет человека. Проект, совмещавший социальной искусство и журналистику, рассказывал истории людей, оказавшихся на улице. Патласов пригласил художника оформить первых «НеПрикасаемых», которых играли в Аннекирхе. Ему же принадлежит визуальный символ спектакля – портрет бездомного как отпечаток пальца.



Фото: vk.com/nefestru

На «НеФесте» Абих представит новую серию работ о реальностях по обе стороны смартфона. Для восприятия зрителю понадобятся гаджеты дополненной реальности. После художник хочет интегрировать объекты в городское пространство, наполнить его невидимым искусством. Впрочем, при развитии современной техники оно вряд ли долго будет оставаться таковым.

«БЕССМЕРТНЫЕ»
Тема борьбы с онкологией – вторая доминанта «НеФеста». Science-art проект фармкомпании BIOCARD посвящена женщине, благодаря которой 60 лет назад ученые смогли понять, как в организме человека развиваются злокачественные опухоли. Из клеток афроамериканки Генриетты Лак создали биоматериал, который до сих пор используют для тестирования препаратов против рака. В инсталляции представят клетки HeLа.

В пьесе «неФОРМАТЫ» драматург Максим Курочкин собрал истории заболевших и тех, кто потерял близких, которые не смогли победить онкологию. В читке участвуют известные актеры – Петр Семак, Максим Фомин, Ольга Белинская, Дарья Степанова. Встраивается в этот блок фестиваля и юбилейный проект фонда AdVita «Книга о Женечке». В сети доступны ролики, на которых известные актрисы читают отрывки книги Натальи Кантонистовой о последних годах жизни ее дочери, больной лейкозом. На «НеФесте» проект впервые осуществится как живая читка, прямой выход к зрителю. Имена артистов и общественных деятелей, которые будут участвовать в ней, пока не раскрывают. Известно лишь, что эта секция, в отличие от остальных, будет работать всего несколько часов 6 декабря.

«неГЛЯДЯ» / «неСЛЫШУ»
На фестивале представят несколько инклюзивных проектов. Зрители смогут наблюдать за работой слепой художницы Татьяны Семеновой: она разработала технику «Азбуки цвета» – на ощупь художница определяет цвета ниток, из которых и вяжет картины. А театр «Дети тишины» будет играть спектакли, созданные профессиональными артистами вместе с людьми, лишенными слуха.



Фото: vk.com/children_of_silence


«НеФест» будет действовать на «Севкабеле» (Кожевенная линия, 40) с 13:00 6 декабря до 22:00 7 декабря. Подробнее с программой «НеФеста» можно познакомиться на официальном сайте. Организаторы придумали особую билетную систему: если вы хотите помочь фондам-участникам фестиваля (это не только AdVita, но еще и «Ночлежка», «Антон тут рядом», «Лиза Алерт» и друге), вы можете приобрести социальный, более дорогой билет. Деньги буду перечислены фондам.

Анна Горбунова


 

Опубликовано 29 ноября 2017, 14:05

Другие события

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>