
«Мастерская» соберет студийцев из пяти городов
Версия для печати
20-летие «Мастерской» отмечают большим слетом театров, которые тоже выросли из студенческих курсов. В программе с 1 по 13 декабря – 15 названий. Здесь и студийцы-москвичи: «Мастерская Петра Фоменко» и Мастерская Дмитрия Брусникина, и первые гастроли в Питере Минусинского драматического театра, и совершенное открытие – театр-студия из Малайзии. Еще в афише – 7 спектаклей петербургских театров и отдельная программа читок и эскизов под руководством Олега Лоевского.
Откроет программу 1 декабря творческая встреча с режиссером Сергеем Женовачом – художественным руководителем «Студии театрального искусства», которую 12 лет назад мастер основал вместе со своими учениками, выпускниками ГИТИСа. Встреча пройдет в Доме актера в 16:00.
Без кого точно афиша фестиваля выглядела бы неполной, так это «Мастерская Петра Фоменко». 5 декабря в 19:00 на каменноостровской сцене БДТ спектакль «Проклятый Север» играет стажерская группа, которой, между прочим, доверили открыть этой постановкой новый сезон театра. В своей первой режиссерской работе Полина Айрапетова (она же играет несколько ролей) объединяет 10 рассказов Юрия Казакова и создает историю, близкую по духу «Мастерской» – о людях простых, но сложно и тонко чувствующих. Каждый из пяти актеров играет по 3-4 роли – совсем молодых и уже доживающих век северян. Артисты изучали хронику, записи особого сибирского говора, чтобы воспроизвести его на сцене. В многоярусных деревянных декорациях Константина Лебедева они создают атмосферу не «прОклятого», а именно что «проклЯтого» Севера. От его холодного одиночества хочется бежать, но вырвать из сердца любовь к простору и свободе не получается.

Фото: vk.com/fomenko.theatre
6 и 7 декабря на малой сцене «Мастерской» играет театр из Куала-Лумпура – студенческая труппа Центра Исполнительских Искусств (KLPAC). Их спектакль Still taming («Еще не укрощенная») – коллаж рассказов, сочиненных самими актерами и педагогами Mark Beau de Silva и Ho Lee Ching. Они говорят о современных малазийских подростках, которые сталкиваются с рамками гендера, сексуальности, религии, собственными страхами. То есть проблемами не национальными, а близкими молодым людям вообще. Оба вечера спектакль играют в 19:00. Перевод английского и малазийского текста идет параллельными титрами. Возрастное ограничение спектакля – 16+.
8 декабря в 19:00 на сцене театра «На Литейном» первый спектакль в Петербурге сыграет труппа Минусинского драматического театра. Его худрук – режиссер Алексей Песегов, пожалуй, самый богатый обладатель «Золотых масок» среди режиссеров театров малых городов. Его «Колыбельная для Софьи», которую покажут на фестивале, – держится сложным ритмом, сосредоточенным, прежде всего внутренним проживанием актерами драматической истории героев. Софья – поразительная Ольга Смехова, номинированная на «Маску» за эту роль, — мечтает о ребенке. Им с мужем (Игорь Фадеев) везет – удается усыновить девочку, но счастье кратковременно. Драма героев «Наводнения» Замятина здесь воплощена на уровне звука – спектакль почти без слов, но тишина кричит, а музыка Ирины Беловой и Евгении Терехиной волнами накатывает и захлестывает сцену.
«Брусникинцы» и Школа-студия МХАТ покажут на фестивале документальную работу «Транссиб». В ее основе – «полевое исследование»: артисты вместе с Дмитрием Брусникиным и еще несколькими педагогами проехали 19 тысяч километров на поезде Москва-Владивосток и обратно. Из сотни интервью со случайными попутчиками сложился спекаткль-вербатим (здесь актеры лишь воспроизводят речь реальных людей) о жизни вдоль и вокруг Транссибирской магистрали и русском человеке. На сцене оказываются типажи постсоветской эпохи, в их речи – стереотипы и народная мифология. Инженер сочиняет политические песни, старушка просит артистов передать в Москву, чтобы скорее вернули социализм, а то все развалили. Увидеть спектакль можно на сцене театра «Мастерская» 10 декабря в 19:00.
12 декабря в 19:00 на каменноостровской сцене БДТ «тоталитарную» «Грозу» сыграет Воронежский Камерный театр. Режиссер Михаил Бычков и художник Эмиль Капелюш переносят действие пьесы Островского на век вперед. Атрибуты времени – парад, флаги, трибуна, марши. Здесь Кабаниха (известная актриса Тамар Цыганова, впервые играющая в спектакле Камерного) выступает в застегнутом на все пуговицы плаще и декламирует собственный свод законов. Время изменилось. Теперь, говоря о боге, герои делают осторожную паузу. Они аккуратны в разговоре с незнакомцами. Бычков выводит на сцену уже зрелых артистов, не раз бывших в номинациях «Золотой маски», и студентов-актеров. Сцену то и дело наводняет городская толпа, которую играют молодые артисты.
В питерскую афишу фестиваля вошли спектакли 7 городских театров. Названия – либо недавние премьеры, либо постановки «программные», определяющие для команд.
2 декабря в 18:00 на малой сцене Молодежного театра студенты Семена Спивака сыграют спектакль «В день свадьбы» по пьесе Розова, отмеченный уже несколькими влиятельными фестивалями. Воспитанники самого юбиляра Григория Козлова представят первый свой спектакль на профессиональной сцене – «Мастера и Маргариту». Его по-прежнему играют два вечера подряд по 4 часа – показы 3 и 4 декабря в 18:00.

Фото: Маргарита Миронова
3 декабря в 19:00 в рамках фестиваля на родной сцене Театр Поколений покажет постановку по трагедиям Шекспира и пьесе Хайнера Мюллера «Next: Шекспир, или Что ему Гекуба?». В 2014-м спектакль поставили Данила Корогодский и немецкий режиссер Эберхард Кёлер, который, кстати, участвовал в недавней 10-дневной революционной лаборатории театра. Коллажный, подвижный, спектакль менялся в течение жизни на сцене, и теперь зрители могут увидеть вторую его версию.
«Небольшой драматический театр» Льва Эренбурга покажет премьеру прошлого сезона – выпускную работу студентов по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Спектакль вошел в постоянный репертуар театра, но с обновленным составом – вместе с молодыми артистами его играют «старшие» – Александр Белоусов, Даниил Шигапов и др. Посмотреть его можно 6 декабря в 19:00 на постоянной площадке театра на пр. Кима, 6.

Фото: vk.com/nebdt
12 декабря МДТ в рамках фестиваля сыграет премьерный спектакль Льва Додина по Брехту «Страх. Любовь. Отчаяние», о котором «Фонтанка» уже рассказывала. Начало – в 19:00.
Молодые театры-одногодки – СХТ и Городской – тоже пригласили на фестиваль. Воспитанники Ларисы Грачевой покажут спектакль, с которого, как они сами рассказывают, для них начался социально-художественный театр. «Zlo» в «91 комнате» («Балтийский дом») сыграют 7 декабря в 19:00. А 9 декабря в 19:00 Городской театр вновь покажет в Театральном музее документальный спектакль о мастерах-студийцах, к которым по духу близки и сами артисты, – «Вахтангов Чехов.docx» в постановке Натальи Лапиной.

Фото: vk.com/vakhtangov_chekhov
Большой театр кукол 11 декабря в 19:00 в рамках фестиваля покажет финальную часть триптиха о поэтах – «Бродский. Ниоткуда», в котором играют выпускники мастерской Руслана Кудашова.
Стоит обратить внимание и на «лабораторную» часть программы фестиваля. Ее курирует человек, открывший «шествие» лабораторий по российским театрам, – Олег Лоевский. Ставить читки и эскизы по современной драматургии будут выпускники Козлова – Тимур Насиров, Галина Бызгу, Екатерина Гороховская, Полина Неведомская, Максим Фомин и режиссеры Даниил Безносов, Тимур Файрузов.
Подробно познакомиться с этой частью программы и узнать больше об остальных спектаклях в афише можно на сайте фестиваля.
Анна Горбунова
Другие события
-
Мир «Дюны» обсудят физики и лирики
Вторая часть «Дюны» Вильнева вышла почти год назад, третью часть ждать еще несколько лет — а в Петербурге на одной неделе состоятся аж два научно-популярных события, в той или иной мере вдохновленные одноименными книгой и фильмом. 19 февраля в книжном «Порядке слов» посмотрят на мир «Дюны» глазами востоковеда, а 22 февраля в Политехе — глазами физиков и лириков. Бесплатно. 16+
-
На экранах — индийская драма, получившая Гран-при на Каннском кинофестивале
20 февраля в российский прокат выходит драма индийского режиссера Паял Кападиа «Все, что нам кажется светом». Сюжет вращается вокруг двух медсестер, соседок по квартире, живущих в Мумбае — Прабхе и Ану. Обе они — образованные и самостоятельные женщины, но им приходится сталкиваться с реалиями индийского патриархального общества.
-
«О, Канада» Пола Шредера: Ричард Гир, Ума Турман и темные тайны прошлого
20 февраля на экраны выходит драма Пола Шредера «О, Канада». В главной роли — Ричард Гир. Он сыграл Леонарда Файфа, знаменитого режиссера-документалиста левых взглядов, сбежавшего из охваченного войной Вьетнама в Канаду. Много лет спустя Файф, умирая от рака, решает дать последнее интервью, в котором обещает раскрыть все свои секреты.
-
В кино — шпионский ретро-детектив «Красный шелк». Милош Бикович и Гоша Куценко устроят схватку в Транссибирском экспрессе
С 20 февраля в кино — исторический детектив Андрея Волгина «Красный шелк». По сюжету, в 1927 году на Транссибирском экспрессе через всю Россию везут секретные документы, от которых зависит будущее СССР и Китая. За документами охотятся иностранные разведки и наемники, скрытые под видом обычных пассажиров. Чтобы вычислить врагов, сопровождающему ценный груз бывшему царскому агенту приходится объединить силы с сотрудниками советских спецслужб.
-
На экранах — «Чистый лист» с Еленой Лядовой
20 февраля в прокат выходит драма «Чистый лист», дебютная работа режиссера Полины Кондратьевой. В фильме сыграли Елена Лядова, Полина Цыганова, Дмитрий Куличков и Зинаида Ястржембская. На августовском фестивале короткометражного и дебютного кино «Короче» картина взяла главный приз. Критика также с симпатией отнеслась к фильму, назвав его настоящим кино про подростков и для подростков, жизненным и буквально сияющим благодаря творческому тандему актрис Полины Цыгановой и Елены Лядовой.
-
Инженер расскажет о Кекерикексинене и других достопримечательностях Московского района
В прошлом веке у исторических центральных районов появился динамичный конкурент — район Московский. Почему он мог стать новым центром города? Что такое «Кекерикексинен»? Где граница города пересекала Московский проспект 111 лет назад? Подробнее узнаем 20 февраля. Бесплатно. 16+

Проверьте себя: что вы знаете о традиции полуденного выстрела в Петербурге?
Новости
- 18 февраля 2025 - Полуденному выстрелу из пушки в Петербурге — 160 лет
- 14 февраля 2025 - «Основные задиры — это рыжие уточки-огари». В Ораниенбауме показали новый лебяжник для зимовки птиц
- 11 февраля 2025 - Ботанический сад 14 февраля будет работать дольше, с живой музыкой и входными по акции
- 10 февраля 2025 - Кантемир Балагов в своем англоязычном дебюте может снять Барри Кеогана и Райли Кио
- 10 февраля 2025 - На Супербоуле показали трейлеры «Миссия невыполнима», «Мира Юрского периода» и «Как приручить дракона»
Статьи
-
18 февраля 2025, 14:37На стриминге Okko вышли два первые эпизода сериала «Аутсорс» с Иваном Янковским — про сотрудников тюрьмы, придумавших свой маленький бизнес с участием смертников и родственников их жертв. На фестивале «Новый сезон» сериал был назван самым ожидаемым в 2025 году. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел выложенные серии и рассказывает, что получилось: кино про 90-е, притча о морали или что-то другое.
-
17 февраля 2025, 15:36На новогодних праздниках мы читали большие романы, разбирали покупки и подарки, или, может быть, просто смотрели на дождь (снега-то не было). Тем временем издатели вышли с каникул, и год начался с целого «созвездия» интересных нехудожественных книг. Насколько быстро алгоритмы убьют свободу творчества и самовыражения? Зачем на Балканах в доме с новорожденным ребенком жгут изношенную обувь? Где брали модные вещи наши бабушки? Это и многое другое узнаем из зимних книжных новинок.
-
13 февраля 2025, 17:29В кинотеатре «Формула кино Галерея» состоялась всероссийская премьера мюзикла «Пророк». Рекламное прошлое молодого режиссера Феликса Умарова отчетливо видно на экране, где Пушкин подается прежде всего как модный, хорошо продаваемый, хотя и преждевременно трагически сдувшийся бренд.
-
12 февраля 2025, 20:57
-
04 февраля 2025, 20:34
-
08 февраля 2025, 20:58
-
07 февраля 2025, 08:30