С 3 по 7 ноября в Большом театре кукол пройдет четвертый БТК-fest, на этот раз цирковой. Акробаты, жонглеры, фокусники из Франции, Бельгии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии и России будут играть камерные спектакли на стыке циркового и театрального искусства.
Прошлой осенью БТК собрал в Петербурге театральных фриков (фестиваль так и озаглавили «Freak Case») – непредсказуемых экспериментаторов из разных уголков Европы. Программа нынешнего года тоже откликается на важную тенденцию театра – обращение к цирку. Сегодня многие режиссеры добавляют элементы циркового представления в ткань спектакля, рождаются новые жанры – цирк-театр, цирк-танец, перформанс с элементами цирка.
Герои четвертого БТК-fest – акробаты, жонглеры, фокусники с блестящей физической подготовкой и ловкостью в работе с предметом. Театр отобрал спектакли, которые остаются в поле именно кукольного, предметного театра. Но зрителям представляют не цирковую феерию и размах: большая часть спектаклей – камерного формата, их будут играть на малой и камерной сценах театра, в фойе, некоторые – на второй сцене театра Karlsson Haus на Фурштатской, 30.
Откроется фестиваль 3 ноября в 19:00 на Большой сцене БТК «Канатами» бельгийской театральной компании Cie Alexis Rouvre. В пустом пространстве сцены актер Алексис Рувр сплетает паутину из канатов – главного реквизита. Через жонглирование, акробатику и танец его герой пытается понять себя и характер нового предметного мира, который сам создает на глазах у зрителя. Продолжительность – 1 час.
4 ноября в 11:00 и 13:00 на Фурштатской, 30 спектакль по мотивам знаменитого фильма Феллини «Дорога» сыграет эстонский театр Estonian Puppet Theatre NUKU. Главная героиня – обаятельная крошка Джельсомина бродит по свету с крохотной цирковой труппой. Ее хозяин груб и несправедлив: за отзывчивость и нежность Джельсомина получает лишь окрики да затрещины. Но все меняется, когда героиня Сандры Ланге оказывает на сцене перед публикой. Используя лишь хлам из дорожного чемодана, она сочиняет целое представление под музыку Нино Рота, заимствованную постановщиками у Феллини.
Если в «Цирке Джельсомины» артистка «оживляет» предметы, то француз Лоран Биго конструирует «Маленький цирк» из дешевых мелочей: в его труппе – крошечные куклы, канатоходцы и воздушные гимнасты. Акробатические этюды здесь выполняются при помощи скрепок и нитей. Виртуозность артиста заключается не только в тонкой работе над куклами, но в импровизации, на которой строится действие. Представление «Маленького цирка» покажут дважды 4 ноября – в 15:00 и 17:00 на Малой сцене БТК (продолжительность – 30 минут).
Фото: Пресс-служба БТК
В спектакле Circus Funestus Софи Крог и Дэвид Фарако, театральные художники из Дании, объединяют кукольный театр, цирк и видео-арт. Представление начинается с необычного признания в любви: блошка влюбляется в слониху, а еще один участник шоу – злодей Мистер Кнут – впадает в ревность. Представление под угрозой срыва. Чтобы спасти спектакль, герои пускаются в гонку: куклы, фильмы, музыка и эффекты сменяют друг друга с высокой скоростью, создавая комический эффект. Высокоскоростной цирк покажут на сцене БТК 4 ноября в 16:00 и 18:00, продолжительность – 50 минут.
4 и 5 ноября в 12:00 и 14:00 на Камерной сцене БТК выступят российские артисты: солистка «Серебряной свадьбы» Светлана Бень и Миша Сафронов, участник питерского проекта «Летающие звери». Они разыграют картонный спектакль «Легкий слон», в котором индийский слон Пабу и муха Лариса учатся летать. Одноактный спектакль (продолжительность – 50 минут) рекомендуют маленьким зрителям от 6 лет.
Фото: Пресс-служба БТК
Вечером 4 и 5 ноября в фойе БТК итальянец Сальваторе Гатто разыграет древний сюжет о Пульчинелле. В истории, которую поведает эта ручная кукла, главное обстоятельство – борьба между героиней и злыми силами (в спектакле представлены как Землетрясение, Собака и Смерть). Но в конце добро побеждает зло, правда – закон, а жизнь – смерть. Оба вечера "Пульчинеллу" играют в 20:00, продолжительность – 55 минут (аудитория – 6+).
5 ноября в 11:00 и 13:00 на Фурштатской, 30 финский театр Tehdas сыграет спектакль "Мокрица едет в цирк". По сюжету, робкая Мокрица, узнав, что в Букашкином лесу пройдет цирковое представление, решает непременно его увидеть. Для пугливой Мокрицы дорога – настоящее испытание, но с каждым шагом она становится сильнее и увереннее, а мир, полный жужжания, шепота и шипения, оказывается дружелюбным и интересным.
Фото: Пресс-служба БТК
На большой сцене БТК в этот день в 14:00 и 18:00 устраивают часовое путешествие в мир старого черно-белого кино. Герои чешских артистов Иржи Кохут, Ян Цтвртник из Cirk La Putyka в спектакле «Биограф» – персонаж киноленты и чудаковатый кинолюбитель – одновременно билетер, киномеханик, продавец попкорна и друг всех звезд голубого экрана. Спектакль рекомендуют киноманам всех возрастов (на афише ограничение 6+).
На малой сцене 5 ноября в 15:00 и 17:00 моноспектакль "ВЮ" сыграет француз Этьен Марсо – на протяжении 45 минут артист будет…пить чай. Каждый жест, звук, ход здесь превращается в элемент настольного цирка и незапланированной клоунады.
Последние два дня программы почти полностью отданы российским артистам. Представление «Цирка на нитях» Виктора Антонова – «освоение» цирка кукольным театром. Марионетки Антонова выступают не хуже подготовленных артистов из Европы: они освоили акробатику, атлетику, жонгляж, танцы живота, шпагоглотательство и дрессуру. Труппа марионеток-циркачей выступит 6 ноября на Малой сцене БТК дважды – в 13:00 и 17:00 (продолжительность представления – 50 минут).
В этот же день в 20:00 ученики Руслана Кудашова сыграют в фойе театра спектакль «Блошиный цирк Фортунатус»: вероятно, этот спектакль будет отзвуком недавней премьеры «Жизнь насекомых», только с новым жанровым поворотом – зрители увидят жужжащий цирк.
В финальный день фестиваля, 7 ноября, премьерный спектакль сыграет «Упсала-цирк». Постановку Яны Туминой «Я Басе» по японским хокку сыграют на родной сцене – на Свердловской набережной, 44 в 16:00 (продолжительность – 1 час).
Закроет программу «Небо в чемодане, или цуцики в ночи» - восстановленный, точнее, заново поставленный спектакль Руслана Кудашова. В качестве кукол здесь выступают четыре артиста: Ирина Кривченок, Александра Ионова, Михаил Ложкин и Максим Гудков. Маски встречаются на вокзале и ждут поезд, который увезет их в страну грез. А цуциками режиссер прозвал их за то, что очень уж похожи на слепых беспомощных щенков в своем неумении распорядиться жизнью. Спектакль сыграют 7 ноября в 19:00 на Большой сцене БТК.
Подробнее о программе БТК-fest можно узнать на официальном сайте фестиваля.
Анна Горбунова
Другие события
-
В ТЮЗе «сыграют в ретро»
19 и 27 апреля в 19:00 на малой сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева состоится премьера спектакля «Ретро» по пьесе Александра Галина в постановке Александра Лебедева. В основе постановки лежит история о том, как дочь и её муж пытаются устроить личную жизнь своего отца, но происходит неразбериха: потенциальные невесты путают время и приходят все одновременно. За смешной и неловкой ситуацией скрывается житейская философия: конфликт между поколениями, поиск себя, принятие других людей и понимание истинных ценностей жизни.
-
Ранние рассказы Вампилова ставят на сцене Театра Эстрады
20 и 21 апреля в Театре Эстрады им. Аркадия Райкина пройдет весенняя премьера спектакля «Вампилов. Оттепель» в постановке Станислава Парфенова. Ранние рассказы и фельетоны Вампилова наполнены юмором, лиричностью и добротой. Герои его произведений — обычные люди, живущие в глубинке или тайге, сталкивающиеся с жизненными трудностями, такими как ложь, равнодушие и предательство близких. Однако они сохраняют чистоту, искренность и верность своим принципам.
-
20 апреля, суббота, 12.00 - 22.00
«Тотальный диктант» перельется в «Библионочь»
Обе акции, что пройдут 20 апреля, — всероссийские: «Тотальный диктант» можно писать и очно (на какой-нибудь площадке) и онлайн, а Библионочь будет проходить не только в библиотеках и не то чтобы ночью. Все-таки тема этого года — «Читаем всей семьей». «Тотальный диктант» — бесплатный, большинство событий «Библионочи» — тоже. Какие-то — для тех, кому 6+, а есть и 18+.
-
В ТЮЗе готовится премьера по «Царь-рыбе» Астафьева
23 апреля в Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева состоится премьера спектакля «Царь-рыба» по повести Виктора Астафьева в постановке Владимира Кузнецова. Сборник новелл Астафьева под названием «Царь-рыба» был впервые опубликован в 1976 году. Основная идея всех этих историй заключается в конфликте между человеком и природой, рассматриваемом с философской точки зрения.
-
17 апреля, среда, 19.00 - 21 апреля, воскресенье, 22.00
В Мариинском дадут премьеру «Золушки» с умопомрачительными темпами и пассажами
На исторической сцене Мариинского театра 17, 18, 21 апреля — премьерные спектакли новой постановки россиниевской «Золшуки». Сочинение характеризуют сумасшедшие темпы и умопомрачительные пейзажи — потому немногие решаются ввести сочинение 25-летнего (на момент написания произведения) итальянского композитора в свой репертуар. 12+
-
На этой неделе: «Монтана» для Янковского, вредные коллеги, советы Андрея Леонова
Вышел свежий номер журнала «Телесемь». Читайте о том, как подбирали гардероб для героев сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», какими советами дорожит сын актера Евгения Леонова и как решить проблему отношений с коллегами.
Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»
Новости
- 18 апреля 2024 - Квентин Тарантино передумал снимать «Кинокритика» с Брэдом Питтом
- 16 апреля 2024 - Ураган, говорящий пес и мышь в мантии. Вышел тизер следующего новогоднего блокбастера «Волшебник Изумрудного города»
- 16 апреля 2024 - «Исаакиевский собор» купит для Спаса на Крови его историческую икону на фарфоре
- 16 апреля 2024 - Юрий Мудров рассказал, долго ли простоят леса у Спаса на Крови
- 16 апреля 2024 - На Премию имени Андрея Дементьева запретили номинироваться поэтам, сменившим пол
Статьи
-
13 апреля 2024, 18:20В крупных музеях — всегда ажиотаж, и уединиться с искусством больше шансов в галереях, которых в Петербурге много на любой вкус. Большинство из них предлагают вовсе не что-то агрессивно экстравагантное и непонятное, а вполне традиционную живопись, графику и скульптуру. Обозреватель «Фонтанки» прошлась в стороне от натоптанных троп и самых очевидных локаций, но сумела найти проекты с определенным уровнем качества произведений и перспективами на арт-рынке.
-
11 апреля 2024, 17:54Антиутопия Алекса Гарленда «Падение империи» в оригинале называется «Гражданская война» (Civil War) и моделирует не самый благоприятный сценарий для Америки, где антидемократичный президент засиделся на третий срок. Если и есть на что надеяться в охваченной военным пожаром стране — это бесстрашные и ничуть не ангажированные журналисты, летописцы рушащейся империи, которые до последнего выполняют свой долг.
-
06 апреля 2024, 19:01