XI Международный фестиваль «Александринский», открывшийся в начале сентября спектаклем Кристиана Люпы «Площадь Героев», продолжится премьерой москвича, худрука Центра им. Мейерхольда Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Современный текст по мотивам эпического полотна Всеволода Вишневского создала Ася Волошина. Первые показы – 19 и 20 сентября.
Пьеса «Оптимистическая трагедия», которую матрос-политработник Всеволод Вишневский писал в 1932 году, наиболее известна по фильму 1963 года с Маргаритой Володиной, Борисом Андреевым и Вячеславом Тихоновым. Но самым мощным театральным высказыванием на сюжет о том, как комиссар в юбке, а точнее, в кожанке создала из разнузданных матросов-анархистов революционный полк, остается спектакль 1933 года, поставленный в московском Камерном театре Александром Таировым с его женой и музой Алисой Коонен в главной роли. Эстет Таиров максимально ушел от конкретной политической истории и сочинил эстетское зрелище про то, как из хаоса рождается стройный миф. Это был первый опыт осмысления Гражданской войны, в котором смерть побеждала не идеология, а красота и гармония. При этом Вишневский, чувствуя потребность Таирова в эстетизации, уже в процессе репетиций все больше заострял текст. Чего только стоит первая же сцена, когда матросы пытаются изнасиловать вновьприбывшего политработника, а та достает пистолет и разит наповал насильника со словами: «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»
Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В Александринке «Оптимистическая трагедия» появилась в 1955-м, в постановке Товстоногова. Он сделал ставку на крупные планы героев – и тут политические отсылки были как раз самые прямые. Упивающийся властью садист Вожак вызывал вполне конкретную ассоциацию – с недавно умершим вождем народов. Не случайно спектакль был сыгран на XX съезде КПСС, разоблачившим культ личности, а артист Юрий Толубеев получил Ленинскую премию.
Режиссер Виктор Рыжаков, по его признанию, вновь ищет в пьесе остроту, крепкие сцепки с современностью, но через деконструкцию советского мифа. И то верно, что в год столетия революции, когда все отчетливей проявляется опасная тенденция идеализации прошлого, самое время избавляться от отцветших образов и словесной руды, высвобождать то живое, что времени не подвластно, и облекать его в сегодняшние, узнаваемые формы и интонации.
В этом смысле название «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» представляется весьма символичным. Судя по репетиционным фотографиям, бал обойдется без романтики, напомнит, скорее, карнавал – и надо признать, что Рыжаков мастерски владеет жанром тотальной буффонады, надежно защищающей от пафоса, без которого в советскую эпоху не вообразить.
В пьесе Аси Волошиной, кроме текста собственно Вишневского, появится публицистика Александра Блока и Василия Розанова, а также – панковские и дворовые песни.
Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В спектакле заняты, в основном, артисты, заработавшие себе имена уже при Валерии Фокине – Анна Блинова, для которой это лишь вторая роль на сцене Александринки, но, кто видел ее Сонечкой Мармеладовой в спектакле Аттилы Виднянского, несомненно, ее запомнил, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков. Но появятся также Сергей Мардарь, Александр Лушин, народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин и другие.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
Солисты musicAeterna исполнят «Песни Соломона» забытого на два века композитора мантуанского двора
Необычный концерт в рамках цикла musicAeterna Baroque пройдет 23–24 января в Доме Беггровых — временном пристанище Дома Радио. Слушатели познакомятся с творчеством Саламоне Росси — композитора, чьи следы затерялись после захвата Мантуи в 1630 году австрийскими войсками, но музыка была вновь обретена 200 лет спустя, и с тех пор вызывает большой интерес исследователей и исполнителей.
-
В кино покажут новый ироничный детектив от Франсуа Озона
23 января в кино состоится премьера фильма Франсуа Озона «Что случилось осенью». Озон, работая над сценарием, подчеркивал, что не хочет снимать что-то слишком кровавое, просто создать нежную и вместе с тем сложную историю, вдохновленную природой и воспоминаниями о детстве. Фильм уже заслужил две награды — за лучший сценарий и лучшую роль второго плана.
-
В кино покажут фильм ужасов Стивена Содерберга с Люси Лью в главной роли
23 января на экраны выходит хоррор Стивена Содерберга «Присутствие». По сюжету, в пригородный дом въезжает семейство жильцов, которые пытаются справиться с собственными проблемами. В довершение всего оказывается, что в доме они не одни. Стивен Содерберг, автор множества успешных картин от «Двенадцати друзей Оушена» до «Заражения», на этот раз подал всю историю с точки зрения призрака, обитающего в доме.
-
Александр Петров сыграл близнецов в комедии «Василий»
С 23 января — на экранах комедия Дмитрия Литвиненко «Василий». Режиссер Дмитрий Литвиненко известен по своим сериалам «Дайте шоу» и «Совершенно летние». В картине, кроме играющего две роли Александра Петрова, появятся Валентина Мазунина («Аритмия»), Павел Ворожцов («Мастер и Маргарита»), Дмитрий Лысенков («Вампиры средней полосы»), Ян Цапник («Метод»), Раиса Рязанова («Москва слезам не верит»), а также мексиканские актеры Барбара де Рехиль и Гильермо Кинтанилья.
-
В кино покажут турецкую версию «Холопа»
23 января в прокат выходит фильм режиссера Онура Унлю «Холоп. Великолепный век». Это турецкий ремейк нашумевшего «Холопа» Клима Шипенко. Какие-то сцены и шутки повторятся без изменений, многое будет добавлено: обещают множество морских сцен с пиратами и элементы мелодрамы, которые для турецкого кино просто необходимы. Также, по словам создателей, характер героя изменен: если Гриша в исполнении Милоша Биковича был хамом с криминальными наклонностями, то Мете Бюрсина — скорее похож на запутавшегося ребенка.
-
В театре КУКФО расскажут об удивительной дружбе Лиса и Поросенка
24 и 26 января театр КУКФО приглашает зрителей на премьеру спектакля «Приключения Лиса и Поросенка» — живую, остроумную и парадоксальную историю по мотивам книг норвежского писателя Бьёрна Рёрвика. В спектакле оживают три истории: о том, как бороться с комарами, как не заболеть леопардозом и что делать, если редиске угрожает акулиска. В этих, на первый взгляд, абсурдных ситуациях — вся палитра детских переживаний: страх, обида, восторг, желание быть услышанным и любимым. И, конечно, дружба, которая выдерживает любые испытания, даже если друг заперся в «обижальне».
15 новых культурных площадок Петербурга, где вы еще не успели побывать
Новости
- 23 января 2025 - Кинохронику, звуки блокадного Ленинграда и вещи Ольги Берггольц представят на выставке
- 22 января 2025 - «Ленкому» меняют руководство: Марка Варшавера переводят президентом, назначен худрук
- 22 января 2025 - Дом Радио с февраля начнет проводить занятия танцем для людей старше 60
- 21 января 2025 - В Музее истории религии затопило зал с нравоучениями, выставку пришлось закрыть
- 21 января 2025 - Умер один из последних гигантов французского кино — Бертран Блие, прославивший Жерара Депардье
Статьи
-
09 января 2025, 16:43