
XI Международный фестиваль «Александринский», открывшийся в начале сентября спектаклем Кристиана Люпы «Площадь Героев», продолжится премьерой москвича, худрука Центра им. Мейерхольда Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Современный текст по мотивам эпического полотна Всеволода Вишневского создала Ася Волошина. Первые показы – 19 и 20 сентября.
Пьеса «Оптимистическая трагедия», которую матрос-политработник Всеволод Вишневский писал в 1932 году, наиболее известна по фильму 1963 года с Маргаритой Володиной, Борисом Андреевым и Вячеславом Тихоновым. Но самым мощным театральным высказыванием на сюжет о том, как комиссар в юбке, а точнее, в кожанке создала из разнузданных матросов-анархистов революционный полк, остается спектакль 1933 года, поставленный в московском Камерном театре Александром Таировым с его женой и музой Алисой Коонен в главной роли. Эстет Таиров максимально ушел от конкретной политической истории и сочинил эстетское зрелище про то, как из хаоса рождается стройный миф. Это был первый опыт осмысления Гражданской войны, в котором смерть побеждала не идеология, а красота и гармония. При этом Вишневский, чувствуя потребность Таирова в эстетизации, уже в процессе репетиций все больше заострял текст. Чего только стоит первая же сцена, когда матросы пытаются изнасиловать вновьприбывшего политработника, а та достает пистолет и разит наповал насильника со словами: «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»

Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В Александринке «Оптимистическая трагедия» появилась в 1955-м, в постановке Товстоногова. Он сделал ставку на крупные планы героев – и тут политические отсылки были как раз самые прямые. Упивающийся властью садист Вожак вызывал вполне конкретную ассоциацию – с недавно умершим вождем народов. Не случайно спектакль был сыгран на XX съезде КПСС, разоблачившим культ личности, а артист Юрий Толубеев получил Ленинскую премию.
Режиссер Виктор Рыжаков, по его признанию, вновь ищет в пьесе остроту, крепкие сцепки с современностью, но через деконструкцию советского мифа. И то верно, что в год столетия революции, когда все отчетливей проявляется опасная тенденция идеализации прошлого, самое время избавляться от отцветших образов и словесной руды, высвобождать то живое, что времени не подвластно, и облекать его в сегодняшние, узнаваемые формы и интонации.
В этом смысле название «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» представляется весьма символичным. Судя по репетиционным фотографиям, бал обойдется без романтики, напомнит, скорее, карнавал – и надо признать, что Рыжаков мастерски владеет жанром тотальной буффонады, надежно защищающей от пафоса, без которого в советскую эпоху не вообразить.
В пьесе Аси Волошиной, кроме текста собственно Вишневского, появится публицистика Александра Блока и Василия Розанова, а также – панковские и дворовые песни.

Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В спектакле заняты, в основном, артисты, заработавшие себе имена уже при Валерии Фокине – Анна Блинова, для которой это лишь вторая роль на сцене Александринки, но, кто видел ее Сонечкой Мармеладовой в спектакле Аттилы Виднянского, несомненно, ее запомнил, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков. Но появятся также Сергей Мардарь, Александр Лушин, народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин и другие.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
Триумф спустя полтора века: «Норма» Беллини возвращается в Мариинский
с 22 по 24 мая Новая сцена Мариинского театра представит монументальную премьеру оперы «Норма» Винченцо Беллини. Это событие не только знаменует триумфальное возвращение жемчужины бельканто, но и торжественно открывает XXXIII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
-
«Лахта Центр» приглашает на выставку «Метаморфозы примулы» — три эпохи в одном цветке
Ко Дню города в атриуме «Лахта Центра» с 22 по 27 мая будет работать выставка, посвященная примуле аурикуле. Выставка «Метаморфозы примулы» проведёт зрителей через три эпохи: петровское время представят ботанические гравюры Марии Сибиллы Мериан из кабинета императора, эпоха Екатерины Великой покажет примулу как элемент придворной эстетики, а современность через цифровые инсталляции покажет новую жизнь цветка в силуэте «Лахта Центра», как символа нового Петербурга.
-
Фестиваль в ТЮЗе соберет 20 спектаклей для молодежи со всего мира: от Нижневартовска до Бразилии
С 22 по 29 мая ТЮЗ им. А. А. Брянцева в двадцать шестой раз проведет Международный театральный фестиваль «Молодежь. Театр. Фест». Прежде известный под названием «Радуга» фестиваль сохраняет свою концепцию: диалог поколений, культур и театральных школ.
-
Никита Ефремов и Владимир Любимцев станут гигантскими роботами-гладиаторами в новом фильме «Соловей против Муромца»
22 мая в российский прокат выходит семейное фэнтези «Соловей против Муромца» режиссёра Карена Оганесяна, известного по сериалам «Крутая перемена», «Кошка» и «Черное облако». Режиссёр рассказал, что на создание фильма его вдохновил марвеловский фильм «Мстители: Финал»
-
В кино покажут драмеди о парне с синдромом Дауна, который мечтает стать бариста
22 мая в российский прокат выходит дебютный полнометражный фильм режиссера Романа Косова «Правила Филиппа». Премьера фильма состоялась в 2024 году на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, где он был награжден призом медиаконгресса «Содружество журналистов» за лучший сценарий. Критики похвалили картину за игру Григория Данишевского, сказочный, трогательный дух фильма и в то же время огромное уважение и деликатность к таким темам — как жизнь нейроотличных людей или сложности трудовых мигрантов.
-
На экранах — драма о семье коменданта Освенцима, получившая два «Оскара» в 2024-м году
22 мая в кино — российская премьера картины Джонатана Глейзера «Зона интересов». Фильм номинировался на пять «Оскаров» в 2024 году, удостоился двух из них — за лучший фильм на иностранном языке и лучший звук. Кроме «Оскаров», «Зона интересов» получила Гран-при на фестивале в Канне, а также приз международной ассоциации прессы ФИПРЕССИ; после показа фильм был удостоен шестиминутной овации. На сайте- агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у фильма 93% рейтинг. Критики назвали картину «знаменательной драмой о Холокосте, не похожей ни на одну другую».

«Да и что Хармс! Я лучше Хармса». «Фонтанка» публикует фрагмент недавно найденной книги Эдуарда Лимонова «Москва майская»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 19 мая 2025 - Умер балетмейстер Юрий Григорович, чьи постановки и редакции классических балетов — основа репертуара Большого театра
- 18 мая 2025 - На «Евровидении» победил австрийский контртенор. Он поет в Венской опере
- 16 мая 2025 - Российский книжный союз выступил с заявлением на фоне «дела издателей»
- 16 мая 2025 - Раскрыты участники и программа концерта «Классика на Дворцовой» ко Дню города
- 15 мая 2025 - Бондарчук снимает в Иране сериал «Трудно быть богом». Смотрим первые кадры