XI Международный фестиваль «Александринский», открывшийся в начале сентября спектаклем Кристиана Люпы «Площадь Героев», продолжится премьерой москвича, худрука Центра им. Мейерхольда Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Современный текст по мотивам эпического полотна Всеволода Вишневского создала Ася Волошина. Первые показы – 19 и 20 сентября.
Пьеса «Оптимистическая трагедия», которую матрос-политработник Всеволод Вишневский писал в 1932 году, наиболее известна по фильму 1963 года с Маргаритой Володиной, Борисом Андреевым и Вячеславом Тихоновым. Но самым мощным театральным высказыванием на сюжет о том, как комиссар в юбке, а точнее, в кожанке создала из разнузданных матросов-анархистов революционный полк, остается спектакль 1933 года, поставленный в московском Камерном театре Александром Таировым с его женой и музой Алисой Коонен в главной роли. Эстет Таиров максимально ушел от конкретной политической истории и сочинил эстетское зрелище про то, как из хаоса рождается стройный миф. Это был первый опыт осмысления Гражданской войны, в котором смерть побеждала не идеология, а красота и гармония. При этом Вишневский, чувствуя потребность Таирова в эстетизации, уже в процессе репетиций все больше заострял текст. Чего только стоит первая же сцена, когда матросы пытаются изнасиловать вновьприбывшего политработника, а та достает пистолет и разит наповал насильника со словами: «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»
Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В Александринке «Оптимистическая трагедия» появилась в 1955-м, в постановке Товстоногова. Он сделал ставку на крупные планы героев – и тут политические отсылки были как раз самые прямые. Упивающийся властью садист Вожак вызывал вполне конкретную ассоциацию – с недавно умершим вождем народов. Не случайно спектакль был сыгран на XX съезде КПСС, разоблачившим культ личности, а артист Юрий Толубеев получил Ленинскую премию.
Режиссер Виктор Рыжаков, по его признанию, вновь ищет в пьесе остроту, крепкие сцепки с современностью, но через деконструкцию советского мифа. И то верно, что в год столетия революции, когда все отчетливей проявляется опасная тенденция идеализации прошлого, самое время избавляться от отцветших образов и словесной руды, высвобождать то живое, что времени не подвластно, и облекать его в сегодняшние, узнаваемые формы и интонации.
В этом смысле название «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» представляется весьма символичным. Судя по репетиционным фотографиям, бал обойдется без романтики, напомнит, скорее, карнавал – и надо признать, что Рыжаков мастерски владеет жанром тотальной буффонады, надежно защищающей от пафоса, без которого в советскую эпоху не вообразить.
В пьесе Аси Волошиной, кроме текста собственно Вишневского, появится публицистика Александра Блока и Василия Розанова, а также – панковские и дворовые песни.
Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В спектакле заняты, в основном, артисты, заработавшие себе имена уже при Валерии Фокине – Анна Блинова, для которой это лишь вторая роль на сцене Александринки, но, кто видел ее Сонечкой Мармеладовой в спектакле Аттилы Виднянского, несомненно, ее запомнил, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков. Но появятся также Сергей Мардарь, Александр Лушин, народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин и другие.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
Антон Филипенко и Ирина Горбачева говорят с Землей в новой иронично-экологической комедии
3 октября на экраны выходит картина Евгения Корчагина “Говорит Земля!”. По сюжету, простой шахтер Стас (Антон Филипенко, “Беспринципные”), попав под обвал в заброшенной шахте, начинает слышать голос самой планеты Земля. Оказывается, у Земли развилась сильнейшая аллергия на жизнедеятельность человека. Планета долго крепилась, но вот-вот она чихнёт, и человечество исчезнет, как динозавры.
-
В кино покажут семейное фэнтези от Павла Лунгина о современных волшебниках
3 октября в отечественный прокат выходит семейное фэнтези Павла Лунгина «Василиса и хранители времени». По собственным словам режиссера, сказка получилась непохожей на другие, совмещающей магию колдовства и магию интернета. «Мы пытались поместить сказку в современный мир, там и блогеры задействованы, и магия Деда Мороза», — рассказал режиссер. Главные роли сыгралы Сергей Гармаш («Чебурашка», «Беспредел»), Маша Кожина («Сёстры», «Пищеблок»), Дарья Мороз («Медиатор», «Угрюм-река»).
-
На экраны выходит немецкая трагикомедия, получившая Серебряного медведя за лучший сценарий на Берлинале
С 3 октября в кино — фильм немецкого режиссера Маттиаса Гласнера «Жизнь». В центре сюжета — жизнь неблагополучной семьи Лунис. Критики назвали фильм «злой, смелой, экстравагантной черной комедией» о проблемах детей и родителей, мрачной — и притом по-настоящему смешной и, как ни странно, жизнерадостный.
-
В прокат выходит комедия по сценарию Александра Рогожкина про очередные национальные особенности
3 октября в прокат выходит комедия «Особенности национальной больницы». Сценарий к фильму написал умерший недавно Александр Рогожкин, чьи «Особенности национальной охоты» и их продолжения стали культовыми. По словам критиков, в фильме нашлось место и классическим комедийным приемам — и поэзии абсурдизма, которая ощущалась в первых «Особенностях», не давая им стать просто комедией положений.
-
Эрмитаж покажет нэцкэ из своего собрания и частных коллекций Москвы и Петербурга
На выставке будут экспонаты XVIII — XX веков, представляющие ведущие региональные центры резьбы. Вы увидите произведения Сюмэмару, Томотада, Масанао, Мицухару, Тамэтака, Минкō, Кокэй, Отоман и других резчиков, сможете проследить развитие искусства миниатюрной резьбы от зарождения до поздних интерпретаций традиционных форм.
-
Алексей Горшенев отметит 20-летний юбилей своих альбомов специальным концертом
3 октября в клубе А2 пройдет концерт Алексея Горшенева, посвященный 20-летию альбомов его группы «Кукрыниксы» — «Столкновения» и «Фаворита Солнца». В программу выступления войдут свежие аранжировки песен с этих двух лонгплеев и ключевые хиты музыкантов. 12+
Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»
Новости
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
- 26 сентября 2024 - Валерий Гергиев торжественно откроет концертный зал в новом культурном центре
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
29 сентября 2024, 16:52Васильевский остров, строящееся метро «Горный институт» с уже обозначившимися буквами над будущим входом, промышленные кварталы вокруг. Внутри квартала по 24-й линии, — полуразрушенное здание с пустыми глазницами окон, известное как Дом Евангелия. Через ворота в заборе туда и обратно снуют люди. На асфальтовой площадке перед зданием — вальяжно прогуливаются кошки и сидит на раскладных стульях съемочная группа: несколько человек смотрят на монитор, на экране — Марк Эйдельштейн, молодая звезда, один из самых обсуждаемых актеров и «краш» всех телеграм-каналов.
-
28 сентября 2024, 22:19
-
30 сентября 2024, 12:48
-
26 сентября 2024, 14:38