«Художник – это рупор». Как и зачем российские иллюстраторы заговорили о Белоруссии и выстроили цепь из тысяч нарисованных женщин

22 августа 2020, 14:35
Версия для печати Версия для печати

Протесты в Белоруссии, вспыхнувшие после президентских выборов, продолжаются уже почти две недели. На улицы городов выходят десятки тысяч человек, бастуют рабочие, учителя, медики, журналисты, сотрудники театров. Протестующих соседей поддерживают и россияне: русскоязычные комиксисты и иллюстраторы в сети всего за несколько дней создали виртуальную цепочку солидарности из тысячи изображений девушек в белом и начали распространять челлендж по миру. «Фонтанка» поговорила с организаторами и участниками арт-акции и узнала, зачем это им нужно.

Вбив в поисковой строке Instagram хэштег «women_in_white», пользователь увидит больше тысячи публикаций. На всех – нарисованные девушки на алом фоне стоят в белоснежных нарядах и широко разводят руки, словно для объятий. Кажется, что они выстраиваются в единый хоровод.
Акцию 14 августа в социальной сети запустила иллюстратор из Москвы, автор комиксов и блога @paneka_art Екатерина Панченкова. Несмотря на то, что ей «всегда хотелось скрыться от негатива», девушка решила, что проигнорировать происходящее в Белоруссии «просто нельзя». Увидев в медиа сообщения о том, как жительницы Минска берутся за руки и выстраивают цепочку на улицах в знак того, что их протест – мирный, Екатерина решила собрать собственный хоровод в знак поддержки, только уже в сети.

«Идея в том, чтобы создать онлайн-цепь солидарности, где герои работ разных авторов будут держаться за руки. Когда я только начала писать художникам, не сразу кто-то откликнулся, и я даже решила, что идея так себе. Но сейчас работ уже очень много, больше 1000. Присоединились авторы не только из России, Беларуси, Украины, но и из Ирландии, Израиля, Франции, Грузии, Латвии, Польши, Германии, Швеции, США. И русскоговорящие, и нет, – делится Екатерина, – Сложность оказалась в сроках: тема насущная и животрепещущая, поэтому реагировать нужно было оперативно, а это не всегда легко».

[Изображение недоступно]

 Когда художники начали выкладывать рисунки в социальных сетях, а счет работ пошёл на десятки, создатели акции решили собрать все их в одном месте и создали отдельный аккаунт «women_in_white_challenge» . У каждого рисунка отмечают аккаунт создателя и коротко рассказывают о том, что происходит в Белоруссии. По словам Екатерины, оказалось, что многие пользователи не в курсе последних новостей, и о происходящем в Минске узнали из комментариев.

Во флэшмобе в поддержку белорусов участвуют и профессиональные иллюстраторы, и любители. Большинство из них никогда не рисовали на политическую тематику, предпочитая изображения волшебниц, драконов или животных для детских книг.

Одной из первых присоединившихся к акции стала художница из Казахстана Мирра Котовская: свою героиню с надписью на подоле платья «Жыве Беларусь» и с голубем на плече она выложила в Instagram, когда в сети было не больше десятка работ.

«Мне очень хотелось поддержать друзей и знакомых из Беларуси, я видела, что для них это не просто иллюстрация, а действительно поддержка и знак неравнодушия. Моя героиня одновременно протягивает руки, чтобы за них взялись другие и, может быть, раскрывает их для объятий», – пояснила «Фонтанке» Мирра.

Другая участница, художник Елена Прончатова из Москвы подхватила флешмоб, после сообщений в СМИ и в социальных сетях об «избиениях мирных белорусов». Это вызвало такой всплеск «эмоций и мыслей», что рисовать села сразу, ночью, не дожидаясь утра.

«У меня много заказов, работаю допоздна, но эмоции были так велики, что не пошла спать. Я понимаю, что физически никак не могу помочь белорусам – это больше моральная поддержка. Но ещё художники [в аккаунте флешмоба – прим.ред.] распространяют информацию о фондах, куда можно отправлять финансовую помощь и контакты бесплатной психологической поддержки», – рассказала Елена.

[Изображение недоступно]

 Встать в цепь солидарности решила и петербургский книжный иллюстратор и дизайнер Анастасия Энс, которая, как признаётся сама, до недавних пор была «абсолютно аполитичным человеком и даже побаивалась выражать свою гражданскую позицию».

«Ситуация в Беларуси стала всё больше касаться моих друзей, которые там живут: они не спали ночами, плакали, так что всё это не могло меня не тревожить. Я увидела, что мои коллеги решили виртуально поддержать мирные акции белорусских девушек с цветами и в белых одеждах, нарисовав их, и мне показалось это отличным способом выразить свою поддержку в первую очередь моим друзьям».

Сейчас Энс помогает новым участникам размещать работы на тематической странице Instagram «women_in_white_challenge» и уже неделю начинает день с просмотра «сотен новых работ». По словам иллюстратора, так, хотя и находясь в мирном Петербурге, она чувствует, что делает «всё возможное».

[Изображение недоступно]

 Петербургский иллюстратор Ирина Павлова, которая присоединилась к челленджу в первые дни его существования, тоже не смогла пройти мимо, потому что с Белоруссией её «многое связывает»: там живут родственники и друзья. Девушка, которая сотрудничает с National Geographic, Warner Bros, France 24 и создаёт работы для других межнациональных компаний, уверена, что такие флешмобы и рисунки – это «мощная форма коммуникации» и «универсальный визуальный язык».

[Изображение недоступно]

 «Пока мы, художники, сидим в своих норах и говорим "мы вне политики, мы просто за мир во всем мире", откуда должен прийти этот мир? – задается вопросом ещё одна участница цепи, московский дизайнер и иллюстратор Анна Рослякова. – Я уверена, что художник – это рупор. Неизвестный художник, как я, – маленький рупор. Я свой пост в Instagram написала на трех языках, – хотела, чтобы и мои европейские друзья узнали о том, что происходит. Я хотела высказаться не только о мире, который нам всем нужен, но и обратить внимание на то, что этому миру мешает».

В своей работе Анна постаралась изобразить универсальный и «архаичный образ» – фигуру девушки в белоснежном широком платье, у которой не видно черт лица.

[Изображение недоступно]

 Среди нестандартных участников «цепи солидарности» оказалась чёрная кошка. Она сидит на плечах героини, которую нарисовала петербургский иллюстратор Юля Гип. Этот образ возник, когда художник заметила, что «многие выходят на митинги с домашними животными».

[Изображение недоступно]

 В общей цепи в аккаунте «women_in_white_challenge» среди молодых героинь выделяется и изображение бабушки в шали на плечах и синем платке. Как объяснила корреспонденту «Фонтанки» создатель нарисованной старушки, художник Ксения Забабашкина, ей захотелось изобразить женщину в преклонном возрасте, потому что бабушки тоже выходят на улицы, забывать о них было бы нечестно: «Они тоже достойны восхищения за невероятную смелость».

[Изображение недоступно]

 По словам заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского, такое массовое проявление солидарности, которое за последние недели возникло в сети, абсолютно не характерно для высокопрофессионального художественного сообщества. Его участники «разобщены» и, как правило, устраивают одиночные акции.

«Профессиональная общественность довольно инертна в этом плане. Есть направление «артивизм» [название произошло от соединения слов «активизм» и «арт» – прим.ред] – люди занимаются политическим искусством. Но это, в общем-то, индивидуальные акции небольших групп. Одиночных выступлений много, но они в основном не приурочены к каким-то политическим событиям: авторы сами выбирают поворот темы. Можно вспомнить акции группы «Война», «Pussy Riot». Но всё-таки они имеют индивидуальный характер». – поделился с «Фонтанкой» эксперт.

Какие еще работы на тему протестов в Белоруссии появились в Петербурге:

Недалеко от Кировского овощного рынка граффитчик Настя Коп повесила на стену одного из домов фигуру вырезанной из полотна пожилой белоруски в белом платье и в платке с орнаментом. Работу назвала «Историей об одной смелой картошке».



Фото: предоставлено Настей Коп

Диджитал-художник Александр Иванов создал видеоарт, в котором толпа в виде красно-белых шаров гонит по улице мяч с лицом Александра Лукашенко. Ролик выложил в Instagram.

[Изображение недоступно]

Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>