
«Художник – это рупор». Как и зачем российские иллюстраторы заговорили о Белоруссии и выстроили цепь из тысяч нарисованных женщин

Протесты в Белоруссии, вспыхнувшие после президентских выборов, продолжаются уже почти две недели. На улицы городов выходят десятки тысяч человек, бастуют рабочие, учителя, медики, журналисты, сотрудники театров. Протестующих соседей поддерживают и россияне: русскоязычные комиксисты и иллюстраторы в сети всего за несколько дней создали виртуальную цепочку солидарности из тысячи изображений девушек в белом и начали распространять челлендж по миру. «Фонтанка» поговорила с организаторами и участниками арт-акции и узнала, зачем это им нужно.
Вбив в поисковой строке Instagram хэштег «women_in_white», пользователь увидит больше тысячи публикаций. На всех – нарисованные девушки на алом фоне стоят в белоснежных нарядах и широко разводят руки, словно для объятий. Кажется, что они выстраиваются в единый хоровод.
Акцию 14 августа в социальной сети запустила иллюстратор из Москвы, автор комиксов и блога @paneka_art Екатерина Панченкова. Несмотря на то, что ей «всегда хотелось скрыться от негатива», девушка решила, что проигнорировать происходящее в Белоруссии «просто нельзя». Увидев в медиа сообщения о том, как жительницы Минска берутся за руки и выстраивают цепочку на улицах в знак того, что их протест – мирный, Екатерина решила собрать собственный хоровод в знак поддержки, только уже в сети.
«Идея в том, чтобы создать онлайн-цепь солидарности, где герои работ разных авторов будут держаться за руки. Когда я только начала писать художникам, не сразу кто-то откликнулся, и я даже решила, что идея так себе. Но сейчас работ уже очень много, больше 1000. Присоединились авторы не только из России, Беларуси, Украины, но и из Ирландии, Израиля, Франции, Грузии, Латвии, Польши, Германии, Швеции, США. И русскоговорящие, и нет, – делится Екатерина, – Сложность оказалась в сроках: тема насущная и животрепещущая, поэтому реагировать нужно было оперативно, а это не всегда легко».
[Изображение недоступно]Когда художники начали выкладывать рисунки в социальных сетях, а счет работ пошёл на десятки, создатели акции решили собрать все их в одном месте и создали отдельный аккаунт «women_in_white_challenge» . У каждого рисунка отмечают аккаунт создателя и коротко рассказывают о том, что происходит в Белоруссии. По словам Екатерины, оказалось, что многие пользователи не в курсе последних новостей, и о происходящем в Минске узнали из комментариев.
Во флэшмобе в поддержку белорусов участвуют и профессиональные иллюстраторы, и любители. Большинство из них никогда не рисовали на политическую тематику, предпочитая изображения волшебниц, драконов или животных для детских книг.
Одной из первых присоединившихся к акции стала художница из Казахстана Мирра Котовская: свою героиню с надписью на подоле платья «Жыве Беларусь» и с голубем на плече она выложила в Instagram, когда в сети было не больше десятка работ.
«Мне очень хотелось поддержать друзей и знакомых из Беларуси, я видела, что для них это не просто иллюстрация, а действительно поддержка и знак неравнодушия. Моя героиня одновременно протягивает руки, чтобы за них взялись другие и, может быть, раскрывает их для объятий», – пояснила «Фонтанке» Мирра.
Другая участница, художник Елена Прончатова из Москвы подхватила флешмоб, после сообщений в СМИ и в социальных сетях об «избиениях мирных белорусов». Это вызвало такой всплеск «эмоций и мыслей», что рисовать села сразу, ночью, не дожидаясь утра.
«У меня много заказов, работаю допоздна, но эмоции были так велики, что не пошла спать. Я понимаю, что физически никак не могу помочь белорусам – это больше моральная поддержка. Но ещё художники [в аккаунте флешмоба – прим.ред.] распространяют информацию о фондах, куда можно отправлять финансовую помощь и контакты бесплатной психологической поддержки», – рассказала Елена.
[Изображение недоступно]Встать в цепь солидарности решила и петербургский книжный иллюстратор и дизайнер Анастасия Энс, которая, как признаётся сама, до недавних пор была «абсолютно аполитичным человеком и даже побаивалась выражать свою гражданскую позицию».
«Ситуация в Беларуси стала всё больше касаться моих друзей, которые там живут: они не спали ночами, плакали, так что всё это не могло меня не тревожить. Я увидела, что мои коллеги решили виртуально поддержать мирные акции белорусских девушек с цветами и в белых одеждах, нарисовав их, и мне показалось это отличным способом выразить свою поддержку в первую очередь моим друзьям».
Сейчас Энс помогает новым участникам размещать работы на тематической странице Instagram «women_in_white_challenge» и уже неделю начинает день с просмотра «сотен новых работ». По словам иллюстратора, так, хотя и находясь в мирном Петербурге, она чувствует, что делает «всё возможное».
[Изображение недоступно]Петербургский иллюстратор Ирина Павлова, которая присоединилась к челленджу в первые дни его существования, тоже не смогла пройти мимо, потому что с Белоруссией её «многое связывает»: там живут родственники и друзья. Девушка, которая сотрудничает с National Geographic, Warner Bros, France 24 и создаёт работы для других межнациональных компаний, уверена, что такие флешмобы и рисунки – это «мощная форма коммуникации» и «универсальный визуальный язык».
[Изображение недоступно]«Пока мы, художники, сидим в своих норах и говорим "мы вне политики, мы просто за мир во всем мире", откуда должен прийти этот мир? – задается вопросом ещё одна участница цепи, московский дизайнер и иллюстратор Анна Рослякова. – Я уверена, что художник – это рупор. Неизвестный художник, как я, – маленький рупор. Я свой пост в Instagram написала на трех языках, – хотела, чтобы и мои европейские друзья узнали о том, что происходит. Я хотела высказаться не только о мире, который нам всем нужен, но и обратить внимание на то, что этому миру мешает».
В своей работе Анна постаралась изобразить универсальный и «архаичный образ» – фигуру девушки в белоснежном широком платье, у которой не видно черт лица.
[Изображение недоступно]Среди нестандартных участников «цепи солидарности» оказалась чёрная кошка. Она сидит на плечах героини, которую нарисовала петербургский иллюстратор Юля Гип. Этот образ возник, когда художник заметила, что «многие выходят на митинги с домашними животными».
[Изображение недоступно]В общей цепи в аккаунте «women_in_white_challenge» среди молодых героинь выделяется и изображение бабушки в шали на плечах и синем платке. Как объяснила корреспонденту «Фонтанки» создатель нарисованной старушки, художник Ксения Забабашкина, ей захотелось изобразить женщину в преклонном возрасте, потому что бабушки тоже выходят на улицы, забывать о них было бы нечестно: «Они тоже достойны восхищения за невероятную смелость».
[Изображение недоступно]По словам заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского, такое массовое проявление солидарности, которое за последние недели возникло в сети, абсолютно не характерно для высокопрофессионального художественного сообщества. Его участники «разобщены» и, как правило, устраивают одиночные акции.
«Профессиональная общественность довольно инертна в этом плане. Есть направление «артивизм» [название произошло от соединения слов «активизм» и «арт» – прим.ред] – люди занимаются политическим искусством. Но это, в общем-то, индивидуальные акции небольших групп. Одиночных выступлений много, но они в основном не приурочены к каким-то политическим событиям: авторы сами выбирают поворот темы. Можно вспомнить акции группы «Война», «Pussy Riot». Но всё-таки они имеют индивидуальный характер». – поделился с «Фонтанкой» эксперт.
Какие еще работы на тему протестов в Белоруссии появились в Петербурге:
Недалеко от Кировского овощного рынка граффитчик Настя Коп повесила на стену одного из домов фигуру вырезанной из полотна пожилой белоруски в белом платье и в платке с орнаментом. Работу назвала «Историей об одной смелой картошке».

Фото: предоставлено Настей Коп
Диджитал-художник Александр Иванов создал видеоарт, в котором толпа в виде красно-белых шаров гонит по улице мяч с лицом Александра Лукашенко. Ролик выложил в Instagram.
[Изображение недоступно]Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26