¬ ћƒ“-“еатре ≈вропы приоритетом останетс€ человеческий фактор

11 сент€бр€ 2013, 16:00
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕланы на сезон в самом творчески состо€тельном и стабильном в городе и самом известном в мире из российских драматических театров – ћƒ“ – “еатре ≈вропы – озвучил его художественный руководитель Ћев ƒодин. ѕервым событием станет фестиваль, предприн€тый театром, как это ни пафосно прозвучит, ради любви к ближнему.

ќ фестивале «ћы и ќни = ћы»

»значально проект «ћы и ќни = ћы» казалс€ искусственным, предприн€тым не то чтобы в угоду моде на современные тексты, но в русле сегодн€шних ве€ний в мировой культуре, согласно которым проекты с грифом «за толерантность» и приветствуютс€, и поддерживаютс€ власт€ми вне очереди и конкуренции. Ќа пресс-конференции, посв€щенной открытию проекта, присутствовали представители двух городских комитетов – по культуре и молодежной политике, они говорили как раз о толерантности, а Ћев ƒодин, не скрыва€, что дл€ него эта зате€ пока не очень пон€тна эстетически и по формату, настаивал как раз на особой идеологической точке зрени€: толерантность, утверждал он, трактуетс€ как терпимость, а Ѕог не велел терпеть ближнего, а велел любить. “еатр выбрал дл€ проекта современную прозу, но не те опусы новой драмы, которые нынче увидишь на каждой афише, а практически неизвестные тексты, на разных €зыках говор€щие именно о нетерпимости, а точнее, о нелюбви людей друг к другу.

¬сего текстов оказалось семь – из Ёстонии, ѕольши, ¬енгрии, Ѕельгии, √рузии,  азахстана, –оссии. ѕо ним на камерной сцене ћƒ“ создавались эскизы, и каждый раз перед спектаклем или сам Ћев ƒодин, осуществл€ющий общее художественное руководство фестивал€, или кто-то из его помощников сообщали нескольким дес€ткам людей, заполнивших зал, что это за форма така€ – эскиз: та, в которой приоритетом становитс€ текст, его иде€, а не актерское или режиссерское самовыражение. ћежду тем, именно в этих опусах весьма ощутимо про€вились актерские возможности – причем, как раз той части труппы, котора€ обычно испытывает острый дефицит ролей, - молодежи, стажеров театра, каковых ƒодин теперь набирает ежегодно. Ёскизы демонстрировались в течение всего прошлого сезона и будут показыватьс€ в нынешнем, рассказыва€ об обсто€тельствах, в которых человек тер€ет человеческое лицо (прежде всего, это война, но не только), о том, что неотрефлексированна€, нераска€нна€ жестокость по отношению к ближним передаетс€ потомкам как разрушительный, смертельный генетический код. Ќе сказать, чтобы тексты отыскались сплошь высокохудожественными – но это не играло ключевой роли, потому что на первом плане оказывалась тема. » такой подход себ€ оправдал, поскольку поставить можно, по крылатой театральной истине, и телефонную книгу. ј артисты ћƒ“ – причем, самых разных поколений – в очередной раз доказали, что могут нарастить плоть и кровь на любую, даже почти совсем лишенную художественности структуру.

’удожественный руководитель ћƒ“ - “еатра ≈вропы Ћев ƒодин
’удожественный руководитель ћƒ“ - “еатра ≈вропы Ћев ƒодин

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

“еперь все эти эскизы, как рассказал Ћев ƒодин, будут показаны один за одним, на большой сцене ћƒ“ в течение трех дней - 8, 9 и 10 но€бр€. ѕричем, к семи спектакл€м добавитс€ композици€ по стихам поэтов XX века, поэтический постскриптум, который создаст педагог по сценической речи, большой мастер наполнени€ театральными смыслами литературных текстов ¬алерий √алендеев. ј 11 но€бр€ произойдет больша€ встреча с авторами/писател€ми фестивал€, объединенна€ темой «ѕроблемы XXI века». ѕо мнению ƒодина, беды сегодн€шнего общества определ€ютс€ той проблемой, что образовани€ становитс€ всЄ меньше, современников отличает коротка€ пам€ть, и как результат - обществу все острее не хватает гуманизма, любви, понимани€. ¬ этом смысле театр вз€л на себ€ функцию не только художественного, а образовательного свойства, причем, она доминирует, что нынче случаетс€ нечасто. » одно из самых важных открытий, которое театр надеетс€ помочь сделать сегодн€шним молодым, - то, что наши соотечественники в известных обсто€тельствах не отличались повышенной ответственностью и сознательностью. Ќа немилосердной той войне они совершали не только подвиги, но и то, что по сей день вызывает отвращение и ужас. ¬прочем, те, кто врем€ от времени посещает ѕольшу, хот€ бы ¬аршаву, наверн€ка, испытывал тот стыд за державу, который сильно колеблет миф об армии-освободительнице. ¬прочем, спектакли фестивал€ «ћы и ќни = ћы» говор€т не только о том, что люба€ война в принципе разрушает вс€кого, кто в ней участвует, они смотр€т на проблему камерно, с позиции каждого конкретного человека, который делает свой индивидуальный выбор – он есть всегда. “еатр приводит целую серию доказательств этой важной теоремы, поэтому билеты на фестиваль продаютс€ абонементом.

ѕо идее, позицию театра, зате€вшего фестиваль, который в итоге оказалс€ абсолютно не формальным, а вполне содержательным, Ћев ƒодин изложил, отвеча€ на вопрос о том, что он лично понимает под болезненностью общества: «¬ключаешь телевизор, и кажетс€, что завтра 22 июн€. Ёто нормально? Ќенормально. ћы читаем или смотрим сюжеты о мигрантах, и все врем€ встречаем слово «они» - это тоже ненормально. ћы узнаем о всЄ новых запрещени€х, а не о новых разрешени€х, свободах. –азве это нормально?».

¬ладимир —елезнев и »горь »ванов в сцене из спектакл€
¬ладимир —елезнев и »горь »ванов в сцене из спектакл€ "„еловеческий фактор"

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

ƒл€ будущих зрителей фестивал€ добавим, что из эскизов, которые наиболее близки, к тому, что театр хотел сделать и сказать, ƒодин назвал «Ќаш класс» и «„еловеческий фактор».

ƒл€ поклонников ћƒ“, след€щих за опытами здешней молодежи, сообщим, что мала€ сцена останетс€ площадкой дл€ стажерских проб, вот только их тематика пока выбираетс€ – между классикой XX века и современной прозой.

ќ премьерах

ѕремьер в нынешнем сезоне в ћƒ“ будет поменьше. ƒодин, в последние два года выдававший по два новых спектакл€ в сезон, нынче ограничитс€ одной. «ато это будет «¬ишневый сад» - первое из чеховских названий, к которому ƒодин возвращаетс€. —пектакль «¬ишневый сад» 1994 года, по словам мастера, ему очень дорог, но «сегодн€шний исторический опыт заставл€ет думать по-другому». ѕоэтому нынешний спектакль, премьера которого запланирована на февраль, будет совершенно новым произведением. „то отрадно, в нем зан€ты все корифеи труппы – ѕетр —емак, »горь »ванов, “ать€на Ўестакова, —ергей ¬ласов, јлександр «авь€лов, а также талантлива€ молодежь – ≈лизавета Ѕо€рска€, ≈катерина “арасова, —танислав Ќикольский, ѕолина ѕриходько.

’удожественный руководитель ћƒ“ - “еатра ≈вропы Ћев ƒодин
’удожественный руководитель ћƒ“ - “еатра ≈вропы Ћев ƒодин

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

¬ ћƒ“ есть чрезвычайно плодотворна€, как показал опыт, традици€ - репетировать не только в стенах театра, но и «на натуре», практику€ полное погружение в атмосферу текста. « ак ни странно, - добавил ƒодин, - начав репетировать пьесу „ехова, мы отправились в творческую экспедицию в √ерманию, потому что именно там сохранилс€ самый большой заброшенный вишневый сад». ¬прочем, после этого был еще и выезд в ялту, в усадьбу „ехова, по словам режиссера, пор€дком занесенную пылью курорта, но все равно сохранившую чеховский дух.

ј вот что касаетс€ второго, не менее знакомого поклонникам додинского творчества названи€ – «√аудеамуса» (1993) по повести —ерге€  аледина «—тройбат», - то тут речь идет именно о капитальном восстановлении - с молодыми силами ћƒ“. Ётот спектакль будет впервые показан в рамках больших майских гастролей театра в ѕариже.

„то касаетс€ гастрольных планов, то ƒодин утверждает, что его радует наличие в них большого количества российских городов, где спрос на ћƒ“ не менее велик, чем за границей. –ежиссер с удовольствием заметил, что театр в очередной раз недооценил зрител€, и что спектакль, казавшийс€ архисложным дл€ воспри€ти€ публикой – «¬раг народа» - на гастрол€х в ≈катеринбурге, с которых театр вернулс€ день назад, был восприн€т как художественное отражение выборов градоправител€, чуть ли не повли€вшее на исход этих выборов. «ѕобедил в результате –ойзман, но мы тут ни при чем», - на вс€кий случай пошутил ƒодин.  стати, и отсутствие в афише ћƒ“ спектаклей с конца сент€бр€ и практически весь окт€брь вызвано гастрол€ми театра вовсе не в ≈вропах, а в ћоскве практически со всем репертуаром – а рамках проекта ««олотой маски» «—пектакли Ћьва ƒодина в городах –оссии».

—ергей  урышев и —ергей ¬ласов в сцене из спектакл€
—ергей  урышев и —ергей ¬ласов в сцене из спектакл€ "¬раг народа"

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев


„то до остальных премьер, то ƒодин с радостью объ€вил о продолжении романа театра с Ћюдмилой ѕетрушевской. » кто бы мог подумать, что острые абсуристские тексты этого автора найдут идеальный ключ именно в том подробнейшем психологическом анализе и тех многослойных подтекстах, которые считаютс€ коньком додинского ћƒ“. Ќо так оно выходит.  роме «ћосковского хора» здесь идет одноактный спектакль «ќн в јргентине» в исполнении двух выдающихс€ актрис ћалой драмы “ать€ны Ўестаковой и “ать€ны ўуко. ј теперь вот будет еще и поставлен спектакль по пьесе «√азбу» - в рамках того же цикла «ƒл€ тех, кто не спит. —пектакль после спектакл€». —уть нового проекта заключаетс€ в том, что в один из выходных или праздничных дней после недлинного первого спектакл€ демонстрируетс€ еще и второй, по отдельным билетам и в особом, клубном формате: он начинаетс€ в 21.00, а то и позже. √остей встречают чаем из самоваров и вареньем нескольких сортов. ƒа и театральный буфет работает до полуночи. Ќо ƒодин уверен, что формат этот стоит еще додумать, доработать – возможно, добавл€€ к собственно просмотру спектакл€ неформальное общение с его участниками, как это вышло однажды, когда Ћюдмила —тефановна ѕетрушевска€ выступила на сцене ћƒ“ со своим знаменитым кабаре одной актрисы.

“ать€на ўуко и “ать€на Ўестакова в сцене из спектакл€
“ать€на ўуко и “ать€на Ўестакова в сцене из спектакл€ "ќн в јргентине"

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

ќ репетици€х

 ак уже писала «‘онтанка», по традиции в конце сезона Ћев ƒодин начинает репетировать какую-либо масштабную пьесу из мировой классики – чтобы летом, во врем€ отдыха, продолжало работать подсознание. “ак вот, в конце нынешнего сезона в ћƒ“ начнетс€ работа ни много ни мало, а над главной пьесой всех времен и народов – над шекспировским «√амлетом». ћожно лишь предполагать, что принца датского сыграет ƒанила  озловский, хот€ никакой информации об этом, конечно же, пока нет. “ут стоит сказать, что до сих пор из великих трагедий Ўекспира ƒодин ставил только « орол€ Ћира», причем в жесткой балаганной манере и с прозаическим переводом, отважно довед€ тему обнажени€ человека, лишенного социальных регалий, присутствующую в пьесе, до грани фола. ≈сли с «√амлетом» мастер тоже не станет церемонитьс€, то мы получим колоссальное высказывание о цинизме и пароксизме властей – особенно в это веритс€ после дерзких опытов «¬рага народа» и « оварства и любви». Ќо вполне веро€тно, что ƒодин решит всех удивить и поставит спектакль о чем-то совсем другом – в последнее врем€ мастер удивл€ет своих поклонников посто€нно, наход€сь в отменной творческой форме.

≈ще один важный план – копродукци€ с ѕикколо театро ли ћилано, знаменитым театром ƒжорджо —трелера, с которым ƒодин, объединив петербургских и италь€нских актеров, намерен зан€тьс€ италь€нской классикой.

ѕожалуй, вот тут в рамках разговора об ожидани€х стоит привести ответ ƒодина на вопрос из зала о новых технологи€х в театре. ¬ свете по€влени€ Ќовой сцены јлександринки и ћариинки-2, позвол€ющих петербургскому театру в технологическом плане, наконец, шагнуть в XXI век, Ћев ƒодин предпочитает ограничить свои поиски в этой области, причем, принципиально: «Ќе вижу смысла в употреблении новых технологий в театре, потому что должна быть така€ зона, где человек общаетс€ с человеком напр€мую и в масштабе человека». ќбоснованность такой позиции ƒодин уже давно доказал. Ќо при наличии в городе двух пол€рных взгл€дов на театр, еще интереснее наблюдать за поисками новых хоз€ев Ќовой јлександринки.

ѕро новое здание ћƒ“

≈ще год назад директор театра ƒавид ¬ольфовский сообщил, что земельный участок на пересечении улиц ћарата и «венигородской передан в безвозмездное пользование ћƒ“. ќднако с тех пор поводов дл€ оптимизма не прибавилось. ѕо словам того же ¬ольфовского, «на данный момент согласовано техническое задание дл€ проектировани€ и подготовлено постановление правительства о финансировании объекта «ћалый драматический театр» - надеемс€, что оно вот-вот выйдет».

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»


 

¬ыход на лед: где, когда и почЄм можно покататьс€ на коньках в ѕетербурге этой зимой

¬месте с календарной зимой в культурно-досуговое пространство города ворвались зимние развлечени€ Ч катани€ на коньках. ¬ кои-то веки своевременно пришедшие холода позволили начать работу уже многим каткам. Ђ‘онтанкаї пригл€делась к ценам, услови€м и особенност€м и предлагает 10 проверенных площадок под открытым небом.

—татьи

>