«Виктор обвел себя черной рамкой». В Петербурге открылась выставка картин Цоя

06 августа 2020, 14:11
Версия для печати Версия для печати

В преддверии роковой даты смерти Цоя KGallery открыла выставку творчества кумира нескольких поколений. Здесь можно посмотреть в его зеркало с нарисованным на нем полосатым котиком, разглядеть «лабиринт», нарисованный на пленке с отпечатком «для пищевых продуктов» ценой в 17 копеек, и проследить эволюцию пророческого лейтмотива творчества музыканта  – изображения человека за рулем.

Рассказывать о Цое как о художнике в разные годы пытались неоднократно — начиная с его коллеги Тимура Новикова, писавшего заметку о детстве Виктора со слов матери музыканта, и кончая современными блогами. Но как-то все «не заходило»: в массовом сознании образ солиста «Кино» настолько цельный и сильный, что Цою-художнику там просто не оставалось места. Его картины стали продавать на аукционах, но широкая публика всякий раз удивлялась: а что, он еще и рисовал?

Нынешняя выставка имеет определенный шанс запомниться: во-первых, куратор (Дмитрий Мишенин, группа Doping Pong) добавил нотку мистицизма, необходимую в случае с культовыми фигурами, во-вторых, явно выделена любовная линия — что тоже задает интонацию, а в-третьих, Цой-художник здесь неразрывен с Цоем-музыкантом.

Один из первых экспонатов, который посетитель видит на выставке — самодельная афиша к фильму Рашида Нугманова «Игла», 1988 год, бумага/фломастеры. Автопортрет, который в нем использован, стал «лицом» выставки, отправившись на ее афишу. Певец изображен на фоне города с зажжёнными огнями окон на фиолетовом фоне неба.



Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"

Фиолетовый, лиловый — вообще, как ни странно, частые цвета в творчестве Виктора Цоя, достаточно ярком в плане колористики. Такое совокупное визуальное настроение оставляет первый этаж выставки, на котором зритель встречает, быть может, то, чего меньше всего ожидает увидеть — образ античной статуи.

«Он изображал фантастический и «неоакадемический» мир будущего, наполненный разрушенными античными статуями и сверхзвуковыми самолетами», — приходит на помощь трактовка в кураторском тексте-сопровождении.

К слову, художественное образование у Цоя было: таймлайн на экспозиции в KGallery фиксирует — «у Виктора в раннем детстве проявились способности к лепке, резьбе по дереву, интерес к изобразительному искусству», «его отдали в Художественную школу №1, его первые юношеские работы были выставлены на городской выставке «Мы любим Родину свою», которая прошла в Этнографическом музее Ленинграда — 13-летний Виктор представил станковую композицию «Все на БАМ», которая заняла второе место в конкурсе», после окончания восьмого класса средней школы поступил в Художественное училище имени В.А. Серова...

Другая заметная черта визуального творчества Цоя — склонность к угловатости фигур, некоему первобытному стилю, «отдающему» анимацией — по своей фантастичности и карикатурности.



Фото: Павел Каравашкин/"Фонтанка.ру"

«Черный юмор, гендерный конфликт и наскальный реализм — отличительные черты работ Цоя, выполненных в графике на бумаге и в живописи на клеенках, — анализирует куратор. — Кроме того, он рисовал на тетрадных листах, бумаге для печатной машинки, картоне, фотографиях и полиэтилене. Часто рисунки появлялись просто потому, что Виктор, любивший рисовать для детей и близких, использовал то, что было под рукой. Ироничная манера рисования и сюжеты на уровне супер-комикса всегда находили живейший отклик, как остроумная, вовремя и к месту рассказанная история. Такое сравнение закономерно: во многом Виктор черпал вдохновение из так называемого агрессивного детского творчества, посвященного вечной «войнушке». Его графика родом с задней парты, она способна собирать вокруг себя публику от мала до велика».

Таковы работы на втором этаже — в особенности те, которыми куратор проиллюстрировал изменение отношения к любви, случившееся, по его мнению, в жизни автора. На знаменитой серии Love Story (конец 1986-1987 год) одна из двух фигур хищно поедает другую, а спустя некоторое время появляется картина «Свидание» с бегущими друг навстречу другу человечками. Говорится, что поворот произошел после знакомства с Наталией Разлоговой — собственно, из ее коллекции вещи Цоя и представлены на выставке, вкупе с полароидными снимками.

Полароиды можно посмотреть на стене второго этажа (выставка заняла оба), а можно — в небольшом кинозале за плотными шторами. Вот Виктор на допотопном тренажере, вот — с букетом желтых роз, вот розы уже алые, а вот и романтическая фотосессия на пляже в Латвии. Еще из личного — вещи: куртка, радиола, пара страниц из телефонной книжки, обложка журнала Rolling Stone с Дэвидом Боуи и еще один его же фотопортрет — их, вместе с книжной полкой в галерее разместили «по-домашнему», на фоне олдскульных обоев с узором в снежинку.

Но даже больше, чем вещи кумира, цепляет загадка: специально произведения так подобраны для выставки, или на самом деле лейтмотивом через творчество Цоя проходит изображение человека за рулем?

«За годы автомобильная тема эволюционировала: сначала героем картины была женщина-водитель, затем — призрак пассажира с узнаваемыми чертами Виктора, а в конце — мужчина за рулем, — интригуют авторы выставки. — Свою первую машину, бежевую «девятку», Цой купил осенью 1989 года. В ней и был сделан полароидный снимок, на котором Виктор обвел себя черной рамкой. Позже был разрисован пакет, и стало очевидно — за рулем находится сам автор изображения; весной появился холст, повторяющий содержание пакета. В работах Виктора дорога неизменно красочна и психоделична, это недвусмысленный символ иного мира за лобовым стеклом».

Экспозиция будет открыта для осмотра до 13 сентября.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

 

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>