Покрас Лампас рассказал о тайной надписи, которую россияне год не замечали на «Метасупрематическом Кресте»

Петербургский художник Покрас Лампас рассказал о смысле своей работы «Метасупрематический Крест», которую в октябре 2019 года он восстановил в Екатеринбурге после того, как первый вариант закрасили коммунальщики. Как 3 августа сообщил каллиграф в социальных сетях, он зашифровал в рисунке послание: «Товарищ, помни: Цензура не должна влиять на искусство». За год его не смог прочитать никто.

Фото: скриншот с инстаграма pokraslampas
⠀
«О новом тексте не знал никто — ни медиа, ни Стенограффия @stenograffia, только круг очень близких друзей. И в итоге было очень интересно видеть дискуссию о работе, и ни одной попытки декодировать текст — притом, что он попал во все СМИ крупным планом, и возможность его прочесть была целый год», — написал художник в своём Instagram . [Изображение недоступно]
По его словам, раскрыть смысл «Креста» сейчас он решил в поддержку фестиваля уличного искусства «Карт-бланш», который должен пройти в Екатеринбурге в середине августа. Художники-участники работают без согласования с местными властями, Покрас Лампас пообещал привезти в город и свои работы.
Годом ранее в Екатеринбурге вокруг его рисунка «Супрематический крест» разразился скандал. Сначала черно-серебряную фигуру на красном фоне площадью 6686 квадратных метров на площади Первой Пятилетки на Уралмаше закатали в гудрон рабочие. После этого закрасить работу призвала директор Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксана Иванова, а её идею поддержали верующие, которые усмотрели в изображении оскорбление религиозных чувств. Художник уверил, что, рисуя для фестиваля «Стенограффия» не хотел никого обидеть, и переработал эскиз. От предыдущего варианта осталась цитата из манифеста Казимира Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу».
«Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50