Директор Кунсткамеры рассказал, почему одобрение Главгосэкспертизой проекта научно-хранительского центра — не главное
Директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Андрей Головнев в беседе с «Фонтанкой» рассказал, что является главным тормозом развития музея. С его слов, полученное 29 июля от Главгосэкспертизы одобрение проекта создания научно-хранительского центра в Озерках, – «опорный пункт в пространстве и во времени»: оно делает возможным запуск строительных работ. Однако не строительство на Заповедной улице — основная головная боль администрации научного учреждения.
«Нас много, что держит, хотя бы неудержимы, – шутит директор. – Самый «тяжелый башмак» — это Таможенный (в Таможенном переулке находится главное здание музея — прим.ред.). Потому что проходит одна фаза экспертизы за другой, и все они находят разные несоответствия. Время идет, тянет за собой перемены всех видов слагаемых или условий теоремы. Короче говоря: мы застряли вот в этом бесконечном долгострое и ремонте, тянущемся с начала 2000-х годов. Это половина Кунсткамеры, считайте, – которая, во-первых, стоит и не полностью работает (третий этаж заблокирован недоремонтом), а во-вторых, мы не можем запустить реэкспозицию, хотя к ней во многом готовы. Вот у нас главный тормоз».
Тем не менее, работы по зданию фондохранилища на Заповедной улице, 4,5 миллиарда рублей на которые выделил год назад премьер-министр Дмитрий Медведев, тоже не обещают быть легкими.
«Там же еще нужно правильно обойтись со старым зданием — оно же морально и физически устарело, – напоминает Андрей Головнев. – Его не похоронить надо, а реанимировать, оставив от него то, что можно использовать. Это тоже, по-моему, хирургия достаточно утонченная. Очень бы хотелось, чтобы все это получилось во имя надежности нашего будущего».

Здание будущего фондохранилища на Заповедной улице. Съемка 2019 года
Фото: Михаил Огнев
Со слов директора Кунсткамеры, строительными работами будет заниматься не само учреждение, и не курирующее его министерство, а минстрой. Территория будет передана под строительные работы в конце лета — начале осени. И осенью же работы начнутся.
«Это новые пространства, новые возможности по науке, новые возможности по музейному делу, – обрисовывает перспективы Головнев. – Мы надеемся, что к 300-летию Академии Наук (2024 год — прим.ред.) мы подготовимся настолько, что еще и ленточку перережем торжественно».
Напомним, 8 июля 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении 4,5 миллиардов рублей на строительство научно-хранительского центра Кунсткамеры в Приморском районе Петербурга. Выехав на место, корреспондент «Фонтанки» обнаружил заброшенное недостроенное здание без охраны и признаков жизни. Здание изначально возводилось для научно-исследовательского института прикладной астрономии РАН.
«Фонтанка.ру»
Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.