‘ото: ћихаил ќгнев/Ђ‘онтанка.руї

ќт императоров до семей репрессированых: –усский музей показывает дары за 125 лет

29 июл€ 2020, 15:08
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

–усский музей открыл выставку даров в  орпусе Ѕенуа, ћихайловском замке, ћраморном и —трогановском дворцах. ¬сего представлено пор€дка полутора тыс€ч предметов почти от 600 дарителей: начина€ от императорских подарков (среди них такие хиты, как «ѕоследний день ѕомпеи»  арла Ѕрюллова и «—адко» »льи –епина) и до новейших вещей наших современников, от древнерусской иконописи и народного искусства до авангарда и »гор€ и ≈катерины ѕестовых.

ћасштабна€ выставка «’удожники и коллекционеры – –усскому музею. ƒары. 1898 – 2019. »збранное» приурочена к 125-летию –усского музе€ и должна была открытьс€ ещЄ 25 апрел€, но вмешалс€ коронавирус. “еперь монтировать «ƒары» пришлось в авральном режиме – заместитель директора по научной работе –усского музе€ ≈вгени€ ѕетрова рассказала «‘онтанке», что сотрудников √–ћ пустили в залы лишь за дев€ть дней до открыти€ выставки. ¬ обычных услови€х такие проекты занимают мес€ца полтора.

«≈сть хранительские нюансы: например, надо, чтобы просохли витрины до того, как в них укладываютс€ работы, а у нас не было возможности это делать», – по€сн€ет она.

 онечно, на временной экспозиции представлено не все – ведь подарки музею составл€ют пор€дка четверти всей коллекции. »з-за разноплановости даров и их участии в посто€нной экспозиции у выставки получилась рыхла€ структура. ќ чЄм эта экспозици€ — пон€ть непросто, остаЄтс€ только любоватьс€ вещами из фондов, по какому бы поводу их не показывали.

“ак как единого билета нет, схема осмотра следующа€: билет нужно брать на сайте на определЄнный сеанс, на одну площадку. √–ћ будет пускать дес€ть человек раз в дес€ть минут, но, зайд€, можете гул€ть сколько хотите – двухчасового ограничени€, как в Ёрмитаже, нет. »дти по маршруту нужно в одну сторону, чтобы не пересекались потоки людей, но при желании можно вернутьс€ и пройти маршрут ещЄ раз. ѕо билету можно осмотреть расположенную на выбранной площадке часть выставки даров и посто€нную экспозицию.  орпус Ѕенуа в рамках выставки занимает живопись, графика и скульптура второй половины XIX – первой половины XX веков, в »нженером замке – древнерусское искусство, живопись и графика XVIII – первой половины XIX веков, в ћраморном дворце – втора€ половина XX – XXI век, в —трогановском – печатна€ графика и декоративно-прикладное искусство. »з-за того, что по дворцам и залам работы распределили в соответствии с отделами, а не из-за принадлежности к коллекци€м, например, древнерусские иконы оказались в персиковых залах »нженерного замка в елизаветинском стиле, где смотр€тс€ хуже, чем на посто€нной экспозиции.



‘ото: ћихаил ќгнев/Ђ‘онтанка.руї

 ѕеренос сроков выставки внепланово дал ей новый смысл – «вернуть» зрител€м все площадки музе€: именно «дарами» впервые с марта открываютс€ ћраморный и —трогановский дворцы, ћихайловский замок. «аодно «дары» обильно репрезентуют императорские вкусы – организаторы много говор€т о роли јлександра III и Ќикола€ II как собирателей, задававших тренд дл€ аристократии. » тут заметно, что они любили многофигурные сцены из народной жизни и характерных персонажей: таковы «¬ мечети во врем€ праздника –амазана в Ёривани» (между 1840 и 1847) √ригори€ √агарина, «ѕоздравление молодых в доме помещика» (1961) √ригори€ ћ€соедова, «Ќеравный брак» (1866) јкима  орнеева.

’от€ музей показывает много вещей из фондов, во всех залах и дворцах зрител€ преследуют флешбеки, св€занные с недавними выставками-блокбастерами: в  орпусе Ѕенуа это работы ¬асили€ ¬ерещагина, «ќбнажЄнный юноша»  онстантина —омова, «√решница» √енриха —емирадского. ј то, что может стать открытием, выгл€дит скромно и, на первый взгл€д, непривычно в музее. Ёто, например, «ƒетска€» ¬арвары „ихачевой, художницы-любительницы первой половины XIX века – очень камерна€ картина, жанр, напоминающий голландцев XVII века, еЄ показывают в »нженером замке. –абота фиксирует бытовой, казалось бы, момент игры детей с котом, но перспектива, воздух, свет сообщают нечастую в музейных залах интимность живописи, которую вы не увидите на посто€нной экспозиции. “ак же камерно, но более фотогенично выгл€дит «—в€зка баранок» неизвестного художника первой половины XIX века – это буквально баранки на тЄмном фоне, житейский натюрморт вовсе не дворцового масштаба. “ака€ непосредственность – тонка€ интонаци€ выставки, которую, к сожалению, не дополнили живыми человеческими истори€ми.



‘ото: ћихаил ќгнев/Ђ‘онтанка.руї

 ѕо идее презентаци€ «даров» предполагает внимание к дарител€м. Ќо не сказать, что –усский музей проработал этот вопрос: например, в ћраморном дворце публику ждут щиты со сплошным перечислением фамилий дарителей в алфавитном пор€дке (например: «Ќикитина “. Ќ. в 2016 году подарила дев€ть произведений  . ј. —околова»), как на воинском монументе – без личных историй. ћеж тем рассказывать есть что, и «‘онтанка» восполнит этот пробел.

—реди дарителей выдел€етс€ ћитрофан Ѕел€ев – лесопромышленник, меценат, страстно увлеченный музыкой.  азалось бы, причЄм тут живопись? ƒело в том, что Ѕел€ев заказал –епину портреты композиторов јнатоли€ Ћ€дова, јлександра √лазунова, Ќикола€ –имского- орсакова и јлександра Ѕородина, которые по завещанию мецената в 1904 передали в –усский музей. »менно они стали основой коллекции репинских портретов в √–ћ – хот€ дл€ дарител€ были важны в первую очередь как портреты русских композиторов, которых он ценил и с которыми дружил.

≈ще одна интересна€, но не столь благостна€ истори€ св€зана с художником ѕорфирием ‘альбовым. ќн училс€ у –оберта ‘алька во ¬’”“≈»Ќ (бывша€ »мператорска€ јкадеми€ художеств), а в 1937 году его репрессировали и сослали на  олыму, после чего реабилитировали только через дев€тнадцать лет. ‘альбов осел в ƒушанбе и стал заниматьс€ поисками света и цвета, при этом работ до 1937 года не сохранилось. ¬ещи периода после реабилитации √–ћ подарила дочь ‘альбова –. ѕ. јйни в 2019 году. —пуст€ почти сто лет художник, наконец, «вернулс€» в ѕетербург. » это лишь одна из драматических судеб XX века, которую было бы уместно рассказать, но зритель увидит только €ркий натюрморт с грушами и €блоками.

—уд€ по всему, этой выставкой в √–ћ хотели показать, что музей – это люди: мы привыкли воспринимать собрани€ как нечто монолитное, принадлежащее государству, но при рассмотрении монолит рассыпаетс€ на сотни имЄн и судеб.

“ут бы и вспомнить √осударственный музейный фонд, в который собрали национализированные в 1918/22 годах коллекции, чтобы распределить между музе€ми страны.   дарам национализированные коллекции, конечно, не относ€тс€ (поэтому таких предметов на выставке нет). ј между тем, это дес€тки тыс€ч вещей из собрани€ – в основном, второй половины XIX – начала XX века.

«Ѕыл Ћенинградский музейный фонд и ÷ентральный, в ћоскве, – по€сн€ет ведущий научный сотрудник –усского музе€ отдела живописи второй половины XIX – начала XIX века ¬ладимир  руглов. – Ћенинградский располагалс€ в «имнем дворце, поэтому часто пишут «поступило из «имнего дворца», но это не царска€ коллекци€, а то, что было национализировано. Ёто был ужасный процесс, поскольку очень многие вещи потер€ли своих авторов, портреты потер€ли имена изображЄнных, пострадали даже пейзажи – посмотрите, часто в музейных каталогах пишут просто «ѕейзаж», хот€ он был прив€зан к каким-то уголка страны. –аспределение продолжалось до тридцатых годов, только тогда ћузейный фонд был ликвидирован».

≈сли уж в честь юбиле€ вспоминают историю коллекции √–ћ, было бы уместно приоткрыть и эту страницу – но музей, видимо, хочет держать дистанцию с неоднозначными истори€ми пополнени€. ƒар музею – гораздо этичнее, только вот, по словам сотрудников, современные художники дарить свои работы не гор€т желанием, а от государства денег за закупку новых поступлений не поступает уже лет дес€ть. Ќапример, ≈вгени€ ѕетрова призналась «‘онтанке», что √–ћ очень хочет иметь в коллекции работы »льи  абакова, но пока что есть только одна – в составе ћузе€ Ћюдвига. Ќовой национализации пока что не предвидитс€ – вс€ надежда на дарителей-меценатов.

јнастаси€ —еменович, специально дл€ «‘онтанки.ру»

Ђ—тараюсь внести момент безуми€ї. ¬ас€ Ћожкин Ч о своей новой галерее, цензуре и петербургской Ђособостиї

ѕопул€рнейший художник рунета считает, что стоит ему удалить соцсети Ч и все о нем забудут за считаные дни

—татьи

>