Ректор СПбГУКиТ Александр Евменов: «Голливудские продюсеры вернулись к нам за свой счет»
Сегодня Санкт-Петербургскому университету кино и телевидения исполняется 95 лет. В этом году он признан лучшим профильным вузом страны, а его ректор, Александр Евменов, назван ректором года. Причем, это не юбилейные знаки отличия, а итог серьезного конкурса. На данный момент в СпбГУКиТ учатся более 6 тысяч студентов, преподают ведущие российские кинорежиссеры: Игорь Масленников, Константин Лопушанский, Сергей Снежкин, Сергей Овчаров. Однако бытует мнение, что до ВГИКа нашему «КИТу» далеко. Впрочем, у ректора вуза на этот счет своя точка зрения.
- Такой по структуре университет, как наш, - единственный в Европе, если не в мире. Так что сравнения, о которых вы говорите, некорректны. Если сравнивать по частям – например, наш Институт экранных искусств со ВГИКом, - то мы по определению проигрываем, как по количественным показателям, так и по историческому прошлому. Но опять-таки, не числом, а умением: на последнем конкурсе студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» львиную долю призов, включая и главные, забрали именно наши, студенты. Кроме того, изучая историю нашего университета мы узнали, что первый стране операторский факультет был открыт именно у нас в 1930 году. Потом он был переведен в Москву во ВГИК. То есть, именно наши специалисты стояли у истоков вгиковской школы операторкого мастерства.
- А уникальность СПбГУКиТ в чем?
- В том, что у нас в университете органично взаимодействуют три института – Институт экранных искусств, Институт медиатехнологий, Институт экономики и управления. Три направления – творческое, техническое и экономическое – сосуществуют и взаимообогащаются. И я вижу свою задачу в том, чтобы усиливать межинститутские связи. Это способствует формированию у наших выпускников гораздо большего количества компетенций. Например, на стыке взаимодействия творцов и экономистов родилась кафедра продюсерства, инженеров и творцов - кафедра телевидения. И так далее.
Ректор СПбГУКиТ Александр Евменов
Фото: Пресс-служба СПбГУКиТ
- Что стимулирует развитие вуза, если соревноваться не с кем?
- Стимулирует мировой уровень кино- и телепроизводства, которому должны соответствовать наши выпускники. Например, для инженеров – это знание всех новинок технического оснащения кино и телевидения. Мы обязаны к нему стремиться. Не случайно мы каждый год участвуем в конференции IBC – в рамках крупнейшего в мире форума телерадиовещательных технологий в Амстердаме: туда съезжаются все гранды телевидения. Организаторы, чтобы познакомиться с самой талантливой и продвинутой молодежью, выделяют средства для приезда туда 12 молодых профессионалов со всего мира. Так вот в течение последних двух лет четыре места выпадало на Россию, и все они доставались студентам нашего университета. Когда я в прошлом году был в Амстердаме, мне было очень приятно, что председатель конференции в своей речи отдельно отметил именно наших ребят. Двум из них там была сразу предложена магистратура - и они остались. И, что любопытно: если брать тематику докладов, то, если два года назад 90 процентов из них были посвящены чисто техническим проблемам, то сейчас – только 40 процентов, а остальные 60 – технико-экономическим. Что-то принципиально новое в телевидении уже очень сложно придумать. Поэтому все поиски направлены на максимальное использование уже открытых технических возможностей, - и здесь роль экономики очень велика. А у нас в нашем вузе экономисты учатся рядом с техниками и имеют возможность делать совместные проекты. Или вот чем отличаются сейчас лучшие операторы? Например, Сергей Астахов. Тем, что он все время ищет новые технические возможности. А у нас операторы могут напрямую обратиться к технарям со своими идеями. И технари, зная творческий процесс изнутри, разумеется, более осмысленно и качественно спроектируют новую аппаратуру. А творцы, в свою очередь, занимаясь на технических кафедрах, автоматически получают дополнительные знания о том, как устроена современная техника. Потому что в принципе любую суперсовременную технику можно ведь и в аренду взять, но если художник не имеет представления о всех ее возможностях, он гораздо меньшего сможет добиться при реализации своего творческого замысла.
- Каков для вас самый главный критерий качества работы вуза?
- Вот мне часто приходится слышать, что многих режиссеров старшего поколения не устраивает уровень нынешнего кинообразования. Но, уверяю вас, когда эти режиссеры сами учились, их старших коллег тоже не устраивал уровень их знаний. Так было всегда: не может ученик на первых шагах своей деятельности знать больше своих учителей. И еще. Во всем мире действует закон постоянно возрастающих потребностей. Операторов, например, никогда не будет удовлетворять та или иная киносъемочная техника. Поэтому мы в вузе должны в первую очередь научить студентов учиться, учиться в течении всей жизни. Вот тогда выпускники нашего вуза будут всегда востребованы. Сейчас в мониторинге вузов появляется еще и показатель трудоустройства. Правда, пока мы не знаем, как будут рассчитывать этот показатель, но не в этом дело. А в том, что мне действительно важно, чтобы диплом нашего университета котировалась в профессиональном сообществе. И мы над этим работаем очень активно.
Ректор СПбГУКиТ Александр Евменов и продюсер, актер, режиссер Рутгер Хауэр
Фото: Пресс-служба СПбГУКиТ
У нас с 29 киношными университетами мира заключены договора – это Сорбонна, Мюнхенский университет, университет в Аликанте в Испании, два вуза в Англии, один в Корее и так далее. Каждый год создаются так называемые творческие "тройки": например, продюсер из Англии, режиссер – француз, а оператор – наш. Им даются темы, и они снимают в течение сезона. Для чего это делается? Чтобы ребята освоились в международном кинопроизводстве. Ведь они еще получают возможность работать на крупнейших студиях. Недавно выпускница технического факультета Олеся Киреева, имея за плечами двухлетний опыт в творческих "тройках" в поехала в Данию на студию, основанную Ларсом фон Триером, попросилась на работу – и ее сразу поставили на картину, которая получила «Оскар». И это технический специалист, который постоянно участвовал в творческом процессе и сумел доказать свое преимущество перед чистыми технарями из разных стран.
Далее, я уверен, что уровень тележурналистов необходимо поднимать прямо в стенах вуза. Потому что количество интернет-каналов растет – к 2014 году прогнозируют, что их будет уже 500. У нас есть кафедра тележурналистики – с этого года ее возглавил Сергей Ильченко. И мне важно, чтобы выпускник имел достаточно компетенции, чтобы и сюжет подготовить, и изображение получить, и звук – и все это максимально быстро. Поэтому сейчас у нас создается студия, которая будет оснащена современным оборудованием, на котором ребята с помощью наших преподавателей смогут обучиться всему необходимому.
- А вы сами телевизор смотрите?
- Я даже кино-то нечасто смотрю.
- Но своих-то успеваете посмотреть?
- Своих – да. С удовольствием. Кстати, мне очень нравится идея, что сегодня на церемонии 95-летия вуза каждому гостю в качестве подарка будет вручен диск с лучшими фильмами наших ребят.
На встрече студентов СПбГУКиТ с музыкантом Сергеем Шнуровым
Фото: Пресс-служба СПбГУКиТ
Да, еще один очень важный для меня показатель – наличие в университете молодых квалифицированных кадров. Потому что тмы живем в такое время, когда новации сыплются нам на голову, как дождь во время грозы. Я еще когда был директором Института экономики старался поддерживать молодых, и это дало свои плоды: сейчас это у нас самый молодой институт, средний возраст – до 40 лет. Каждый год в России проходит конкурс «Лучший молодой преподаватель до 35 лет», где соревнуются педагоги по всем направлениям. И не случайно, что в этом году лучшим преподавателем России стала Нина Ефремова, педагог моей кафедры, она единственная, кто набрал абсолютный результат. Было очень приятно, потому что участвовали представители от крупнейших университетов-грандов в сфере образования. Я всегда поддерживаю и у студентов, и у подчиненных здоровый авантюризм: в одном конкурсе не выиграешь, победишь в другом – главное, целеустремленность и наличие необходимого соревновательного опыта. Как там у Филатова? «Те, какие выживают, те до старости живут»… Если человек хочет и может, мы обязаны его стимулировать.
Кстати, к вопросу о новом. Сейчас ведь даже структура вуза меняется постоянно. Это раньше работает кафедра себе и работает десятилетиями. А мы какие-то кафедры закрываем, другие сливаем, переформатируем – происходит адаптация к динамичности социальных процессов. Никто не гарантирует, что это сразу даст эффект в творческом и экономическом плане, но надо пробовать и мониторить. Там более, что студенты-внебюджетники выбирают именно вот эти наши новые кафедры, на стыке специальностей. Это тоже очень важный показатель - пользуется ли специальность популярностью у внебюджетников, готовы ли люди платить за этот вид обучения деньги, потому что бюджетных средств не хватает.
- Но ведь на внебюджетные средства учатся, по большей части, ученики с низкими показателями школьных знаний. Или нет?
- Нет, сегодня это уже не так. Очень много толковых ребят вынуждены работать, потому что у них нет возможности пять лет существовать на стипендию. При этом мы много талантливых ребят теряем, потому что отсутствуют льготные кредиты на образование. Кстати, именно эти люди сейчас идут в вузы за знаниями. Это раньше было заочное – тире – заушное образование. А теперь им не корочка нужна, а знания. Заочники сегодня гораздо более требовательны, их общие слова не интересуют. Они теряют личное время, они вкладывают деньги. Работает система: деньги – знания – деньги штрих.
- Вы ведь в этом году и сами поучаствовали в конкурсе и стали ректором года, а чем вы скромно помалкиваете. Расскажите.
- Это был конкурс «Сто лучших вузов и НИИ России», который проводила организация, сотрудничающая с министерством образования. И мне тут важнее, что наш вуз назван лучшим профильным вузом страны. А кроме того, в мае 2013 года в условиях возросших требований к наш вузам успешно прошел аккредитацию и подтвердил свой статус университета на ближайшие 6 лет. Особенно приятно, что все это случилось в год 95-летия.
- А 9 сентября – это что за дата? Что случилось в этот день 95 лет назад?
- Это день, когда вышел декрет Совнаркома «Об открытии Высшего института фотографии». Потом присоединилось кино, потом телевидение, потом остальное. И два самых важных для нас события этого года – аккредитация и открытие нового зала, которого совершенно точно нет ни у одного вуза страны.
- Расскажите про зал – в чем его уникальность? И про то, как юбилей отмечать собираетесь?
- Юбилей мы отмечаем в рабочем порядке. 95 лет – все-таки не 100. Знаете, когда я стал ректором, то у меня сразу существовали очень четкие приоритеты по поводу ремонта помещений. Первым пунктом стояло общежитие для студентов – 30 лет оно без ремонта стояло. Затем библиотека – мало в каких вузах есть библиотека, настолько оснащенная технически: система учета книг, сдачи-выдачи у нас почти полностью автоматизирована, например, чтобы сдать книгу, студенту достаточно опустить ее в накопитель – машина считывает штрих-код, и книга со студента списывается. Ну и зал, о котором я говорил. До сих пор de facto он у вуза был, а de jure не было, потому что он изначально был сделан с нарушением норм пожарной безопасности. 25 лет зал стоял, бездействуя, немым укором. И то, что удалось убедить министерство культуры – колоссальное, конечно, достижение, и спасибо большое министерству, потому что оно выделило на зал средства, превышающие годовой бюджет университета.
Новый зал СПбГУКиТ
Фото: Пресс-служба СПбГУКиТ
- Как вам удалось убедить чиновников?
- А чиновники, если им все объяснить, они всегда тебя услышат. У нас был такой опыт: нам давали небольшие суммы, мы их осваивали, они приезжали, смотрели, и выдавали следующие суммы. Я пообещал , что до нового учебного года зал будет пущен. Зал сделали за 5 месяцев. У нас собрание коллектива планировалось в другой организации, но 28 августа мы поняли, что успеваем, и объявили, что 30 августа встречаемся в своем зале. Так у пожилых преподавателей буквально слезы были на глазах – такая там красота: тем более, когда устроили презентацию звука и света. Причем, это не зал только для просмотра фильмов – это современный учебно-лабораторный комплекс и для творцов, и для инженеров. А ребята у нас очень талантливые. Вы придите хоть раз на ЛИКИ-сейшен (ЛИКИ – это аббревиатура, которая была у нашего вуза 70 лет, Ленинградский институт киноинженеров). Там наши студенты собираются и показывают всё, что умеют – и я не скажу, что факультет экранных искусств тут кого-то опережает. Мы, конечно, не БДТ и не Новая Александринка, но возможности и таланты у нас колоссальные, поверьте.
- Что именно там такое особенное – в вашем зале?
- 64-канальный звук, камеры современнейшие стоят, такого расстояния между проектором и экраном нет в кинотеатрах, установлены так называемые 4К-проекторы. У нас шла презентация светового оборудования, и одновременно на экран проецировались кадры - то есть мощность проекторов такова, что кино можно показывать при полном освещении в зале. Инженеры во время доводки в зале дневали и ночевали – во главе с директором Института медиатехнологий Александром Перегудовым. И глаза у них просто горели, потому что ничего подобного у нас ( да пока и нигде в России) никогда не было. Сейчас надо будет максимально все эти возможности использовать. Но тут, я думаю, проблем не возникнет, потому что ребята у нас замечательно талантливые – последний раз финальный концерт ЛИКИ-сейшена длился четыре часа, а через отборочные конкурсы по 300 участников прошло. И тут трудно недооценить значение психологической службы, которая работает в институте: потому что, зачастую человеку прежде всего важно раскрепоститься, и тогда он уже начинает творить.
Новый зал СПбГУКиТ
Фото: Пресс-служба СПбГУКиТ
Кстати, по поводу техники. У нас же тут мастер-класс с нашими студентами проводил Рутген Хауэр – голливудский актер, режиссер, продюсер. Так вот у него есть точка зрения: если человек не может за 60 секунд с помощью простейшей аппаратуры снять свою историю, то он и на супертехнике ничего не сделает.
- Вообще известные люди, насколько я понимаю, очень часто с вашими студентами встречаются. Трудно ли их уговорить? Дорого ли берут?
- У нас сформировалась группа ребят-продюсеров, которые умудряются договариваться, чтобы встречи проходили бесплатно.
- И люди соглашаются?
- Еще как! Вы бы слышали, с каким азартом многие включаются в беседы, забывая о времени. Вместо полутора часов такие встречи продолжаются и три, и четыре. Причем, формат «вопрос-ответ» нам надоел, и мы приглашаем в том числе и ведущих. Ну и разумеется, вопросы о личной жизни у нас категорически запрещены – захотят, сами расскажут.
Конкурс «Что? Где? Когда?» у нас проводит Александр Друзь – был опыт, когда мы пригласили участвовать еще и старшеклассников, так тут всё ходуном ходило.
Кстати, мы же тут провели форум продюсеров – так через три месяца эти же голливудские продюсеры, которых мы приглашали, вернулись к нам уже за свой счет: сказали, что их потрясла атмосфера, и они соскучились по нашим ребятам.
- Это кто именно был?
- Эрик Аллард, Джон Труби. Кстати, Эрик Аллард подарил нашим технарям механическую руку стоимостью более несколько миллионов долларов, которая у него была задействована в «Конане». Но преодолеть нашу таможню ей было не суждено.
А вот в юбилейном вечере на сцене знаменитостей у нас не будет. У нас вуз, праздник это – наш. И участвовать в нем будут только наши замечательные студенты со всех без исключения факультетов. Особенно повезло первокурсникам, ведь через пять лет они будут участвовать в праздновании 100-летнего юбилея нашего родного университета!
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Романтизм и котики. Каспар Давид Фридрих в Эрмитаже
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30