‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

Ћетний сад - взамен утраченного. Ќа севере ѕетербурга пробуют заменить одну из главных достопримечательностей

18 июл€ 2020, 19:45
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ —аду Ѕенуа, что р€дом с парком —основка, 18 июл€ открылась выставка «Summer Garden/Ћетний сад». ƒевиз конкурса, на котором были отобраны работы, – «√ороду нужен новый Ћетний сад!»

ѕроизведени€м, которые художники представили на открытый конкурс, досталось статусное жюри. ¬ него входили художник и режиссер ¬ера ћартынов, создававша€ «’ранить вечно» в «ћанеже» и перформативную мастерскую в Ѕƒ“, арт-директор ћузе€ современного искусства PERMM Ќаил€ јллахвердиева, сооснователь »нститута исследовани€ стрит-арта јльбина ћотор, директор ÷¬« «ћанеж» ѕавел ѕригара и другие.

«ћы попросили художников каким-то образом проработать эту тему: самый известный символ ѕетербурга, мем, больша€ травма, неудачна€ реконструкци€, воспоминани€, тот же ѕушкин — что угодно, – перечисл€ет ассоциации куратор јнастаси€ ѕронина. – Ѕольшинство участников — из ѕетербурга. ’от€ среди тех, кто подавал за€вки, были даже крымчане».

Ќа выставке работ – всего дев€ть. ќни разнесены по всему парку, интегрированы в среду, их нельз€ посмотреть разом — нужно ходить и замечать «вмешательства» (современное искусство — это часто игра со зрителем). Ќо с установкой даже этих нескольких работ возникли сложности, что укрепл€ет в опасени€х: талантливого масштабного паблик-арта, какой есть в мировых мегаполисах, ѕетербург дождетс€ нескоро. » дело даже не в авторах, а в том, как трудно его согласовать. ƒаже далеко за пределами исторического центра. ƒаже временно.

Ќа одной из центральных аллей сада р€дом с двум€ обычными стоит, наверное, сама€ самоизол€ционна€ скамейка в мире: на ней не помест€тс€ не то, что двое — но даже и полчеловека: ее ширина — сантиметров дес€ть. Ёто скульптура «—камейка-хребет»  онстантина Ќовикова. јвтор объ€сн€ет, что этот объект — из разр€да тех, что «невозможно не сделать»: кусок чугуна, попавший к нему в руки, был похож на позвоночник — дальше оставалось его только «оживить». —камейка — вполне «в петербургском стиле»: будь она обычной длины — и правда, могла бы сто€ть в Ћетнем саду. Ќу, разве только если «хребет» не был выкрашен в кричаще-зеленый.



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

—камейке «повезло»: она и предполагалась к установке у самой дорожки. ј вот п€тиметровый металлический кактус – «ћечта садовника» јртура ƒжаруллаева — должен был быть вкопан среди берез, на газоне. “огда зритель, вдруг замеча€ чужеродный элемент в парке, – был бы награжден за свою внимательность €ркой эмоцией – сначала удивлени€, а потом радости от нахождени€ разгадки. “еперь же сюрприза не получаетс€: кактус стоит на площадке, виден его массивный фундамент.

«” нас – запрет на экспонирование чего-либо на траве, – рассказывает куратор выставки јнастаси€ ѕронина. –  онечно, и € как куратор, и художник, – все мы видим эту работу по-другому, нам бы хотелось установить ее посреди парка, чтобы был «вау-эффект». Ќо нельз€. ѕочему? Ёто, фактически, «призыв» топтать газон. Ћюди пойдут рассматривать, протопчут тропинки. Ќо нам с каждым годом легче получать согласование, и € верю, что может быть, в каком-то году на Benua Art Garden по€в€тс€ объекты, сто€щие пр€мо на траве».

“а же участь постигла и другую скульптуру на выставке – «ѕасечник» »вана «убарева. ќна тоже должна была сто€ть на лугу, а стоит у дорожки. «—лоена€», из листов фанеры, фигура пасечника напоминает очертани€ми космонавта. ’удожник осознанно провел эту параллель, противопоставив выход в макрокосмос выходу в микрокосмос уль€, совершенного социума.

—огласовани€ же «отменили» перформанс, который должен был состо€тьс€ в рамках выставки: ћатвей  орочкин планировал высаживать картофель. ѕроект вошел в число финалистов конкурса, но показать его не разрешили даже без использовани€ охран€емого газона, на привезенном и положенном сверху слое земли.

—реди других объектов, вошедших в проект, – инсталл€ци€ художника ћаксима »мы «ќранжере€ временно на реставрации»: художник сам сначала написал работы, размещенные на стене здани€, а потом сам же их слегка закрасил. Ёто читаетс€ и как отсыл к проблеме сложности легализации граффити в городе. » одновременно — как просто цветы, без которых – какой же Ћетний сад?

ѕри «переносе» Ћетнего сада в —ад Ѕенуа удалось даже сохранить античные мотивы, за которые в оригинале «отвечали» скульптуры. ƒеревь€ сада получили «белые одежды» – хитоны: это арт-интервенци€ јлены Ѕеговой «ћифы». ј ≈гор «вездин установил «ѕорфировую вазу» – правда, уже сразу половину от нее.



‘ото: ѕавел  аравашкин/"‘онтанка.ру"

«— того момента, как порфирова€ ваза упала с постамента и разбилась, началась истори€ разговора о реставрации и реконструкции Ћетнего сада», – по€сн€ет выбор сюжета јнастаси€ ѕронина.

ј вот с установкой одного из объектов проблем не возникло — он находитс€ в виртуальной реальности: навед€ смартфон на QR-код, петербуржцы могут увидеть тайный «“юленевый фонтан» ƒианы  апизовой. јвтор рассказывает о свидетельствах существовани€ в Ћетнем саду «“юленевого» фонтана — с живыми тюлен€ми.

≈ще пара объектов обыгрывают работы прошлого сезона: Ќиколай  опейкин с јндреем Ћушниковым развили идею «шеринг-бокса»: теперь это короб с портретами ѕушкина, из которого в окошечко выпадают «предсказани€» (так что и јлександр —ергеевич в новом Ћетнем саду тоже есть). ј прошлогоднюю работу «120 ћ”» (изображени€ коров на внутренних стенах башни и «мычащие» голоса людей) дополнило маленькое звен€щее ботало (колокольчик, какие надевают на коров) — кинетический объект јнны ћартыненко. —юда же «переехали» от «ћанежа» исчезающие при смене ракурса разноцветные «—амые красивые лошади в мире» јндре€ Ћюблинского.

¬ыставочный сезон Benua Art Garden проводитс€ третий раз — и второй в летнее врем€. ќжидаетс€, что работы, за исключением арт-интервенции јлены Ѕеговой, останутс€ на месте до но€бр€.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>