Современное искусство повернется лицом к детям

07 сентября 2013, 14:03
Версия для печати Версия для печати

С 14 сентября по 13 октября в Петербурге в двенадцатый раз пройдёт международный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Это один из первых музейных фестивалей в городе (может быть, даже самый первый) и уж определенно один из самых интересных.

Раз в год современные художники получают возможность не просто показать свои проекты в стенах больших и малых, известных и не очень петербургских музеев. Участникам фестиваля даётся шанс переосмыслить, творчески преобразовать музейное пространство. Например? За двенадцать лет случалось всякое. Одни запускали в храм искусства гипсовых посетителей на тоненьких железных ногах; другие вселялись без ордера в чужую квартиру (музей-квартиру), раскладывая на полу собственные «фотошкуры». Кто-то ставил зрителей на место экспонатов; кто-то выращивал траву на слепках с античных алтарей. Это были неожиданные, неоднозначные проекты (спасибо организаторам, отобравшим их из множества предложений). И каждый превращал посетителей в соучастников процесса, заставляя думать, спорить, творить.

В этом году благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» (именно в его недрах родилась когда-то идея фестиваля) предлагает вниманию петербуржцев десять выставок. Они придуманы и реализованы художниками из России, Израиля, Финляндии, США, Голландии и Франции. Они разместятся в залах Музея истории города, Музея сновидений Зигмунда Фрейда, Музея истории Научно-исследовательского института экспериментальной медицины, музея-заповедника «Гатчина», в Мастерской М. К. Аникушина и на подводной лодке Д-2 «Народоволец».

Кроме того, как минимум, три проекта основной программы (есть ещё и специальная, дополнительная) адресованы не только взрослым – это новость.

О чём молодые художники готовы поговорить с детьми? О разном. Например, о том, как и во что превращается со временем любой ребёнок. Этой теме посвящён проект Александра Райхштейна под названием «Метаморфозы», представленный в детском центре на Болотной, 13. Около двух десятков скульптур (не то дети, не то насекомые) резвятся на раскидистом дереве. Самые маленькие напоминают личинок в пелёнках. У тех, что постарше, появляются ножки и ручки (числом до шести). А наиболее зрелые отращивают крылышки и улетают в большую жизнь.

Или, возможно, в Музей электрического транспорта – посмотреть на старые трамваи. Многие мои друзья в детстве любили на них кататься. Они садились на первые сидения и воображали себя водителями. Сегодня трамваи исчезают с улиц Петербурга. И скоро дети с не меньшим удовольствием станут играть… в пассажиров. Проект «Маршрут» Евгения Мачнева и Алёны Терешко – одна из первых версий такой игры.

В музее А.Суворова своими детскими мечтами делится с современными мальчишками и девчонками Наталья Зинцова. Когда-то она, как и многие её ровесники, жалела, что родилась слишком поздно и не успела совершить подвиг на великой войне. Теперь эта готовность «умереть за Родину» стала редкостью. Сохранить её в себе – достойная задача. Затеплить в ребёнке – почти подвиг.

Младшее поколение, наверняка, оценит и фотопроект Энди Фриберга (США), посвящённый смотрительницам российских музеев (которые со временем становятся похожи на любимые экспонаты). Не так давно эти фотографии были изданы отдельной книгой (она имела немалый успех), а теперь их можно увидеть музее истории Петербурга.

А вот выставки «Пост памяти – 1» и «Пост-памяти – 2» требуют глубоких знаний и силы духа. Их автор Браха Лихтенберг-Эттингер (Израиль) – известный психоаналитик, теоретик феминизма и лишь по совместительству художница.

Словом, каждый выбирает по себе. И организаторы фестиваля предоставляют нам этот выбор, включая в программу серьёзные и ироничные, весёлые и страшные, непохожие друг на друга проекты. Переезжая на бесплатном автобусе из музея в музей, вы сможете в этом убедиться. И понять, что современное искусство и традиционный музей – вещи вполне совместимые. Можно даже сказать, родственные. Они говорят не на разных языках, а всего лишь разных диалектах.

Дина Гин, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>