ЂЋед€нойї: ≈сли семь€ есть, то всЄ дозволено

05 сент€бр€ 2013, 15:17
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

јмерика любит своих преступников. »нтересуетс€ ими. ќ бандитах и убийцах пишут книжки, интервью их высоко цен€тс€, фильмы снимают и художественные, и документальные. Ѕогатый материал дл€ исследовани€. »сследовани€ чего? ќсобенностей развити€ патологической личности, социальных условий, коррупционных механизмов, технических деталей хитроумных преступлений, общественного воспри€ти€ «банальности зла»? ј вот это уже зависит от умени€ авторов задавать вопросы. –етро-драма јриэл€ ¬ромена о наемном киллере –ичарде  уклински по прозвищу «Ћед€ной» - редкий пример того, когда режиссер знает, о чем спрашивать.

Ётот самый  уклински в 70-80-х годах был «широко известен в узких кругах», име€ репутацию убийцы-суперпрофессионала. Ќа его счету более сотни трупов плюс пикантна€ подробность: останки жертв «Ћед€ной» замораживал в рефрижераторе. ј так, в общем-то, жил, как все: жена, дети, дом. ѕотом арестовали, судили, посадили. ”мер в тюрьме, кстати, не так давно, по слухам – был убит мафией.  то-нибудь чуть менее толковый, чем јриэль ¬ромен, преспокойно сн€л бы на эту тему кровавый экшен с дидактическим финальным аккордом «собаке собачь€ смерть».  то-нибудь чуть более циничный или более именитый (что в некоторых случа€х одно и то же) – гламурное ретро без единого намека на авторскую позицию. Ќо ¬ромен оказалс€ режиссером довольно въедливым. ” него вопросы возникают по каждому пункту, без пропусков: жена? »нтересно. ƒети? ќчень интересно. ƒом? –абота?  райне любопытно. ¬ своем повествовании он неспешен, подробен, деловит, нигде не лихачит, не щегол€ет стилизацией (его 70-е тусклы и правдоподобны), в работе с актерами демонстрирует спокойную уверенную хватку (интересно при этом, что вечный «друг» ƒэвид Ўвиммер и « апитан јмерика»  рис Ёванс в «Ћед€ном» практически неузнаваемы). ј ћайкл Ўеннон, играющий –ичарда  уклински, доказывает, что он не просто большой – он насто€щий трагический актер. ѕусть даже до подлинной трагедии в классическом понимании истори€ «Ћед€ного» и не дорастет – как и почти люба€ реальна€ человеческа€ истори€.



‘ото: theiceman-movie.com

«Ћед€ным»  уклински стал задолго до фишки с трупами в холодильнике. ћафиозному боссу он, р€довой служащий скромной подпольной фабрики порнофильмов, понравилс€ сразу – за умение смотреть, не морга€, и отвечать по существу. Ѕосс не ошибс€ (когда –эй Ћиотта играет бандитов, он не ошибаетс€) – парень действительно обладал редким хладнокровием, хорошим чутьем и завидной смекалкой. «ѕробного» бомжа среди бела дн€ пришил чисто, без сантиментов, но и без садистского удовольстви€. Ќа работу его вз€ли с дорогой душой – перспективный специалист.



‘ото: theiceman-movie.com

ј  уклински так же добротно и толково наладил и свою личную жизнь: эффективно поухаживал за девушкой, трепетной ¬айноной –айдер, женилс€, завел двух прелестных дочурок, дом, все, как у людей. ќ том, куда и зачем именно папа уходит на работу, родные не знали до самого ареста. Ќо между тем, убивать-то этот самородок начинал не на заказ, так уж вышло: в дружеской компании один невежливый малый ненароком оскорбил его будущую супругу. Ёто он зр€. ќдин удар лезвием по горлу – и все.



‘ото: theiceman-movie.com

ѕотому что семь€ – это св€тое. Ѕуквально.

≈сли рассматривать преступника, бандита, убийцу с точки зрени€ нормального общества (а не того, в котором насилие – это всего лишь крайн€€ степень всеми уважаемого умени€ «посто€ть за себ€»), то киллер – это форма опасной патологии. » по идее, байопик закоренелого преступника – фиксаци€ распада личности, ее постепенной, но неотвратимой деградации, смерть души. ќднако никакого «распада» в облике главного геро€ обнаружить не удастс€ (с такой внешностью хорошо было бы в иное врем€ и в другой стране играть пламенных коммунистов, но спецагента в «ѕодпольной империи» - еще лучше).  ак был «глыбой льда», матерым человечищем в начале фильма – так и осталс€ до конца, не утратив ни капли изначальной цельности. —оздатели фильма не делают вид, что тут нет парадокса, и не пытаютс€ его избежать. √ерой ћайкла Ўеннона не гордитс€, но и ничуть не раскаиваетс€ в том, что сделал. ѕотому что делал это не дл€ себ€. ƒл€ жены, дл€ доченек – словом, «все в дом».



‘ото: theiceman-movie.com

√де-то здесь должен возникнуть вопрос о Ѕоге, пусть даже в хрестоматийной формулировке «если Ѕога нет, то все позволено», - так он и возникает. ќчередна€ жертва – пренепри€тный тип в исполнении ƒжеймса ‘ранко – на колен€х умол€ет  уклински о пощаде, то и дело помина€ √оспода. Ћед€ной не без любопытства дает тому возможность помолитьс€ – вдруг Ѕог и в самом деле вмешаетс€? Ќо нет. —казано – в холодильник, значит - в холодильник. ¬ мире самого  уклински место Ѕога давно зан€то. Ёто место занимает его семь€. «абота о которой все оправдывает, снимает все грехи, дает силы жить, быть счастливым и относитьс€ к убийству просто как к повседневной работе. » герой не то чтобы изобретает какую-то оригинальную религию, нет, он всего лишь доводит до крайней степени убеждени€ самых достопочтенных средних американцев. «¬ мире очень много людей, и Ѕог за всеми не успевает, поэтому мы присматриваем друг за другом», - это не сектантский проповедник какой-нибудь вещает, а всего лишь люб€ща€ супруга, миссис  уклински, объ€сн€ет дочери, почему гибнут солдаты во ¬ьетнаме.



‘ото: theiceman-movie.com

«≈сли семь€ есть, то все позволено». Ёто, пожалуй, последн€€ иллюзи€, оставша€с€ после того, как современный кинематограф методично развенчал большинство мифов о романтических гангстерах и «геро€х мафии». ¬ «Ћед€ном» нет оперного трагизма « рестного отца» - и не только потому, что это реальна€ истори€. Ќо и потому что дело не в неизбежной расплате за грехи – в самом механизме замещени€ ценностей таитс€ изъ€н. –азумеетс€, защища€ близких любыми средствами, герой вт€гивает их в гангстерские разборки все глубже, и в итоге, когда правда о папиной работе открываетс€, случаетс€ катастрофа: «—вою семью он больше никогда не видел» - гласит один из финальных титров. » все же дело не в том, что «все плохо кончилось». ј в том, что «присматривать» за нами некому.

Ћили€ Ўитенбург, «‘онтанка.ру»

 

”крощение блудного попуга€:  онстантин Ѕогомолов сильно рискует в сериале Ђ еша должен умеретьї

¬ онлайн-кинотеатре KION вышел сериал  онстантина Ѕогомолова Ђ еша должен умеретьї Ч заглавного геро€, преуспевающего московского архитектора, окруженного избыточным количеством женщин, сыграл сам режиссер. «ав€зкой сюжета становитс€ решение  еши завести новый экземпл€р в своей донжуанской коллекции, после чего предыдущие пассии решают прибегнуть к радикальной мере воздействи€ на изменщика.

—татьи

>