Зимний театральный фестиваль Льва Додина представит европейский мейнстрим и великого Брука

04 сентября 2013, 11:52
Версия для печати Версия для печати

С 14 по 29 ноября в Петербурге пройдет Первый Зимний международный Санкт-Петербургский театральный фестиваль. Его идею и программу представил художественный руководитель Лев Додин. А вице-губернатор Василий Кичеджи объяснил, зачем городу понадобился еще один крупный театральный форум и для какого зрителя он делается.

Представить себе, чтобы Льву Додину вдруг пришло в голову инициировать крупнейший театральный фестиваль, изначально было невозможно. Но и интриги никакой не было. Василий Кичеджи еще весной на презентации нового форума не скрывал, а теперь с особенной гордостью повторил, что идея это его, и он лично уговаривал – цитирую – нашего великого художника Льва Додина организовать еще один фестиваль. «Не потому что у нас мало фестивалей, их достаточно, – заявил Кичеджи. – Но Додин один, и то, что сделал он, не сделал бы никто: к нам приедут лучшие труппы Европы». Как ни крути, а в данном случае господин вице-губернатор попал в точку, использовав не очень осознаваемую в России (это уж традиционно, нет пророка в своем отечестве), но на самом деле феноменальную европейскую популярность и авторитет режиссера Льва Додина. Потому что одно дело, когда фестиваль организует менеджер, пусть и самой высокой квалификации, а другое – когда с режиссерами первого звена договаривается такой же мастер своего дела, коллега, художник с самой что ни на есть безупречной художественной репутацией.

Результат и впрямь впечатляющ. В Россию едут именно те режиссеры и те театры, которых не надо представлять театралам. Едут те, кто признаны, чьи премьеры регулярно собирают европейский театральный бомонд, и чье нынешнее положение заслужено многолетней стабильно качественной работой – тех, чьи провалы стоят иных побед, а победы рождают немало подражателей. Так или иначе, именно Люк Бонди, которого «Либерасьон» назвала главным волшебником европейской сцены, Томас Остермайер, экспериментирующий с биомеханикой Мейерхольда и соединяющий ее с сегодняшними театральными открытиями, Люк Персеваль, пересказывающий классику языком улиц и не теряющий при этом ее философской глубины заправляют сегодня в европейском театре. Конечно, не они одни. А еще Кристоф Марталер, Франк Касторф, великолепные поляки Гжегож Яжина и Кшиштоф Варликовский, эксцентричный итальянец Ромео Кастеллуччи, англичанка Кэти Митчелл, исповедующая систему Станиславского и наполняющая свои тексты сокрушительным эмоциональным посылом. Можно назвать и еще десяток имен молодых, но дерзких экспериментаторов, за которыми следит театральный мир. Но Додин поставил цель: предъявить Петербургу «моментальный снимок сегодняшней театральный Европы», и везет, что называется, свежак: премьеры прошлого сезона, те, что есть.

И он, несомненно, прав, утверждая, что театра много быть не может, тем более, европейского театра в Петербурге. Феноменальная замкнутость нашего города давно и безысходно провоцирует его патологический аутизм, который объединяет и простых горожан, и художников, и чиновников. Достаточно время от времени выезжать в Москву, чтобы ощутить, какие нещадные разрушения производит клаустрофилия на нашей петербургской почве. «Россия – великая часть великой Европы», – настаивает Додин, говоря о театре. Хотя и не скрывает, что для обывательского национального, да и европейского сознания это большой вопрос. Да вы ведь и сами, наверняка, не раз сталкивались с такой реакцией европейца: «я из России» – говорите вы, и на лице собеседника выражается крайнее изумление, точно вы назвали одну из планет солнечной системы. И какими бы оригиналами не были художники, в этом пункте они с обывателями совпадают. Загодя покупать премьеры Додина или Петра Фоменко, переманить на пмж Анатолия Васильева, – это пожалуйста. Но регулярно включать Россию в свои гастрольные маршруты – такой мысли сознание художников просто не допускает. И разрушить эту схему могут только безусловно имиджевые фестивальные проекты: как Чеховский фестиваль или отличный московский NET – Новый европейский театр. Или безусловно авторитетные имена.

По мере представления спектаклей-участников, на экране возникали фотографии
По мере представления спектаклей-участников, на экране возникали фотографии

Фото: Михаил Садчиков-мл.

И тут в кои-то веки художник и власть не противоречат друг другу. Кичеджи, по его словам, хочет делать масштабные уникальные проекты. Додин считает, что надо приучить европейских режиссеров играть в России мировые премьеры и вспоминает, как идеальную, ситуацию, когда Метерлинк писал пьесы для Станиславского, а Станиславский ставил их в МХТ. Понятно, что такие перемены – дело неблизкого будущего, но начинать когда-то и с чего-то надо. С того, например, чтобы разрушить две порочных установки: 1) что мы – впереди планеты всей; 2) что мы вообще на другой планете. Повторюсь, что речь идет в первую очередь о Петербурге, где ни сезона не проходит без позорных истерик так называемой общественности по поводу самых невинных театральных новаций. Через тридцать лет постсоветской реальности кивать на семь десятков лет тотального соцреализма в анамнезе по меньшей мере смешно. В этом смысле, качественного европейского театра и в самом деле не может быть много. И у именитого «Балтийского дома» – форума с почти четвертьвековым стажем – появится стимул не костенеть, почивая на лаврах.

Впрочем, восполнять 70 лет соцреализма все же надо. А это не так просто. И тут Лев Додин очень к месту ввернул сентенцию по поводу уникальности репертуарного театра. Великие европейские спектакли – даже совсем недавнего прошлого – утрачены безвозвратно, поскольку играются они в европейской прокатной системе сезон – много два. В качестве примера Додин привел «Мимолетности» Арианы Мнушкиной: «Этого спектакля уже не существует, декорации оставлены в Тайланде после последних гастролей проекта, поскольку везти их в Европу и утилизировать здесь было гораздо дороже. А сколько еще людей могли бы посмотреть этот шедевр, если бы он родился в театре репертуарном…». Расцвет театра Германии и Польши – двух ведущих сегодня театральных держав – Додин тоже связывает с наличием в этих странах репертуарной прокатной системы. Что до зрительского опыта, то он отчасти будет восполнен второй частью программы Зимнего фестиваля – киношной. Кинопоказы «Шедевры европейского театра. XX век» пройдут в «Авроре» с 18 по 24 ноября. В афише – спектакли режиссеров-«олимпийцев» Питера Брука, Джорджо Стрелера, Тадеуша Кантора, Ежи Гротовского, Арианы Мнушкиной. Кстати, госпожа Мнушкина почтит своим присутствием фестиваль и лично представит, как сказано в пресс-релизе, кинопоказы своих эпохальных спектаклей «Последний Караван-Сарай» и «Мимолетности».

Весьма отрадно при этом прозвучало заявление Кичеджи, который отрекомендовался партнером фестиваля и очень четко обозначил функции власти: город берется обеспечить демократические цены на билеты, дабы спектакли Зимнего фестиваля смог посетить столь любимый Кичеджи «зритель ленинградской интеллигентности». Также была озвучена сумма, потраченная на организацию фестиваля – 50 миллионов рублей.

Что касается собственно спектаклей фестиваля, то предоставим слово Льву Додину, который, оговорившись, что афиша вовсе не является отражением его личных пристрастий, а призвана показать театр современный Европы в конкретный исторический момент (который уже завтра начнет меняться), довольно внятно представил каждое из названий. «Единственное, что я гарантирую, – уточнил Додин, – все эти спектакли – честные и принципиальные произведения своих авторов, в которых нет ничего спекулятивного, коммерческого».

14 ноября – в Михайловском театре – Фортепианный дуэт сестер Кати и Мариэль Лабек (Франция)

Лев Додин: «Фестиваль откроется церемонией в Михайловском театре, речами разных серьезных людей – в России это обязательный ритуал. А после речей смотреть спектакль как-то не очень обычно получается. Поэтому мы решили, начать фестиваль концертом. Выступит дуэт сестер-виртуозов из Франции, которые играют с самыми значительными дирижерами мира, среди которых и Клаудио Аббадо, и Зубин Мета. При этом сестры играют всё – от Баха до «Битлз», и делают это великолепно. Это такой, как мне кажется, правильный жест. Театр должен быть полон духа музыки. А кроме того, людям, которые любят театр, обычно не хватает времени на музыку, а любители музыки, побывав на этом концерте, узнают про фестиваль и, возможно, им захочется посетить его спектакли».

15, 16 ноября – на сцене Театра им. В.Ф.Комиссаржевской – «Волшебная флейта» Моцарта в вольном переложении Питера Брука, Франка Кравчука и Мари-Элены Этьен. Режиссер Питер Брук. Театр Буфф дю Нор (Париж, Франция)

Лев Додин: «Это поздний шедевр великого театрального мастера – шедевр простоты, прозрачности, нежности, жизнелюбивости. Очень старый режиссер работает с очень молодыми артистами. И это одно из самых сильных моих театральных потрясений последних лет. Сейчас от театра все больше ждут сотрясений, а это именно потрясение, и достигается оно самыми немудреными средствами».

16, 17 ноября – на сцене Молодежного театра на Фонтанке – «Смерть в Венеции/Kindertotenlieder» Томаса Манна/Густава Малера. Режиссер Томас Остермайер. Театр Шаубюне (Берлин, Германия)

Лев Додин: «Спектакль Остермайера в отличие от спектакля Брука имеет сложную структуру. Он создан по новелле Томаса Манна и «Песням об умерших детях» Малера, с именем которого напрямую связано это литературное произведение. Остермайер – один из тех режиссеров, которые определяют сегодня лицо театральной Европы, он работает в великом немецком театре Шаубюне, и главное его качество – способность постоянно развиваться, искать, меняться. Не удивлюсь, если через несколько лет от многослойных полифонических спектаклей он придет к идее пустого пространства, к которой пришел Брук».

24 ноября – на сцене Молодежного театра на Фонтанке – «Семейное счастие» Льва Толстого. Режиссер Петр Фоменко. Театр «Мастерская Петра Фоменко» (Москва, Россия)

Лев Додин: «Это единственный российский спектакль в афише фестиваля. Это дань памяти великому театральному мастеру, нашему соотечественнику, одному из тех, кто способствовал европейской славе сегодняшнего русского театра».

26, 27 ноября – на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» – «Каждый умирает в одиночку» Ханса Фаллады. Режиссер Люк Персеваль. Талия Театр (Гамбург, Германия)

Лев Додин: «Люк Персеваль – фламандец по происхождению, но он много лет работает в Германии, потому что репертуарный театр притягивает. Персеваль работает в старейшем немецком театре Талия с отличной труппой, которая отважно пускается вместе с ним в эксперименты. Спектакль «Каждый умирает в одиночку» поставлен по знаменитому антифашистскому роману Ханса Фаллады. Это одно из немногих качественных зарубежных произведений, которое было переведено и читалось в коммунистическом Советском Союзе, и воспринималось как остроактуальное – всякому думающему человеку было понятно, что роман имеет отношение не только к Гитлеру, но и к нашей действительности. Сейчас роман не утратил актуальности. И то, что Персеваль выбрал для постановки именно его, иллюстрирует важную идеологическую подвижку – уход крупных режиссеров от чистого театра. «Каждый умирает в одиночку» – предпоследняя премьера Люка Персеваля, в последней – «Братьях Карамазовых» – он уже очень внятно и резко выражает свое отношение к окружающей реальности».

26, 27 ноября – на сцене Театра им. Ленсовета – «Счастливые дни Аранхуэса» Петера Хандке. Режиссер Люк Бонди. Бургтеатр (Вена, Австрия)

Лев Додин: «Люк Бонди – представитель старшего поколения европейских театральных мастеров. Сейчас он руководит парижским «Одеоном», до того работал в знаменитом Бургтеатре и долгое время был арт-директором очень авторитетного европейского форума «Wiener Festwochen». Спектакль «Счастливые дни Аранхуэса» поставлен по пьесе современного писателя, но в то же время уже и классика австрийской литературы. Это такая женско-мужская дуэль. Один из критиков определяет этот спектакль как «парадоксальный итог веку сексуальной революции». Но меня в нем более всего привлекает тончайший дуэт двух актеров. Йенс Харзер – один из самых востребованных сегодня немецкоговорящих актеров, занятость его такова, что театр вынужден под него подстраивать репертуар. Дорте Лиссевски тоже достаточно известная прекрасная актриса. И тем не менее, они нашли возможность поучаствовать в нашем фестивале».

28, 29 ноября – на сцене МДТ – Театра Европы – «Внутренние голоса» Эдуардо де Филиппо. Режиссер Тони Сервилло. Театр «Пикколо ли Милано» (Милан, Италия)

Лев Додин: «Итальянец Тони Сервильо в России известен как киноартист, но как режиссер неизвестен. Он поставил спектакль по никогда не ставившейся у нас пьесе Эдуардо де Филиппо и сам же сыграл в нем главную роль. И выяснилось, что пьеса об утраченных иллюзиях и утраченных ценностях не менее актуальна сегодня, чем после войны, когда она была создана».

По словам Додина, организаторы попытаются еще и создать клуб фестиваля, фестивальную атмосферу: обещаны скидки по билетам в ряде ресторанов. А кроме того, фестиваль будет иметь продолжение в виде форума руководителей театров России и Европы, которые обсудят тему ответственности государства перед театром. По словам Додина, так вопрос еще не ставился. Прежде власть призывала к ответу театр, а теперь вот готова сама оказаться в роли ответчика. И даже как намерение это уже впечатляет.

Конечно, автор этих строк не сомневается, что многие к подобной идиллии художника и власти отнесутся скептически. Да и Додин не зря ввернул-таки фразу о том, что приветствовал бы идею ротации художественных руководителей. И он явно не кокетничал. Но все же, коль уж говорить о ценности «мгновенного снимка», дорогого стоил момент, когда художник без пафоса как о само собой разумеющемся факте рассказывал, в каком неприятном месте находится в данный момент российский театр – говорил как врач, с болью и сочувствием, но апеллируя при этом фактами, не допускающими возражений. Все-таки каждый доктор Стокман должен время от времени подниматься на трибуну. Это я к тому, что если кто-то еще не видел «Врага народа» Льва Додина в МДТ, самое время это сделать.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>