В Смольном соборе откроют музей на чердаках и в подвале. Там соберут петербургских ангелов
Музей петербургских ангелов и экспозицию о зданиях Смольного монастыря и церковной жизни города планируют открыть в подвалах и на чердачных помещениях Воскресенского Смольного собора. В ближайшее время идеологи собираются вплотную заняться расчисткой необходимых пространств и прописать детали проекта, чтобы как можно скорее начать согласование с городскими властями.
Первые примеры визуализации будущей экспозиции распространились в сети 22 мая. Рисунки осовремененных подвалов и комнат под крышей опубликовал проект «Институт Петербурга».
Как в разговоре с «Фонтанкой» подчеркнул помощник настоятеля Роман Катаев, идея открыть новый музей на площади Растрелли, 1, «витала» среди служителей и горожан ещё до возвращения храма Русской православной церкви в 2016 году. К тому времени Воскресенский больше десятка лет — с 2004 года — считался частью музейного комплекса «Исаакиевский собор». На убранство и архитектуру, созданную в XVIII и XIX веках, то и дело обращали внимание посетители.
«Исаакиевский собор оставил нам часть экспозиции, которая сейчас находится в центральной части храма. У нас есть профессиональные гиды, мы ведём экскурсии на русском, даже английском языках, постепенно добавляем поясняющие таблички, и люди получают информацию. Проблема в том, что из движимых экспонатов не сохранилось ничего. Ещё с коллегами из Исаакиевского мы, например, искали элементы оригинального интерьера XIX века, а с 2016 года разыскиваем части разрушенного исторического алтаря, но нет ни одного кусочка. А об этом хотелось бы рассказать. Показать важность места. И расширить музей до экспозиции о церковной культуре Петербурга вообще», — поделился Роман Катаев.

Фото: предоставлено Воскресенским Смольным собором

Фото: предоставлено Воскресенским Смольным собором
Основную часть будущего музея по его утверждению, планируется разместить в подвальных помещениях. Они обширны и удобны, высота сводов там достигает пяти метров. Большинство экспонатов в подземных залах представят в аудиовизуальном формате: работники уже собирают информацию о Смольном монастыре и Воскресенской церкви в архивах, обращаются за помощью к историкам, коллегам из других музеев и городских храмов, отбирают факты и снимки. Все данные и фотографии планируют отобразить на интерактивных досках, между — разместить «физически осязаемые» предметы.
Конкретного списка желаемых вещей в Воскресенском Смольном соборе пока не составили. Однако, как отметил Катаев, большинство из них будут относиться к XVIII и началу XIX века. Oдна из самых масштабных идей на сегодня — выставить интерактивную копию макета собора. Оригинальная уменьшенная его версия, которую можно «раздвинуть» вручную и рассмотреть детали убранства, сейчас хранится в Академии Художеств.
«Забирать её не будем, но думаем сделать копию, даже в тех же материалах. Показать на ней интерьеры, которые задумывал, но не успел воплотить Бартоломео Растрелли», — сообщил помощник настоятеля.
В храме подчёркивают, что до реализации проекта музея пока далеко, «говорить о таком пока рано», и отказываются называть точные сроки. Сказываются и затянувшийся карантин, и связанная с этим нехватка пожертвований, и работы по реставрации. В начале марта 2020 года специалисты взялись за восстановление центрального алтаря, до января планируется завершить отделку стен, сводов, колон, заполнить оконные проемы, обновить мраморный пол. При этом Катаев охотно рассказывает о желании когда-нибудь выйти за пределы основной соборной части с подвалами и создать на чердачных помещениях первый «музей петербургских ангелов».
Под кровлей — «в уникальном пространстве из многочисленных частей, сводов и перекрытий» — работники хотели бы собрать важнейших городских существ-символов. Один из них — оригинальный 209-летний деревянный ангел с церкви Святой Екатерины на Васильевском острове — уже сейчас стоит в Смольном. Точные копии двух других — фигуры со шпиля Петропавловского собора и с Александровской колонны — вероятно, создадут для коллекции.
Воскресенский Смольный собор входит в ансамбль Смольного монастыря. Проект храма в стиле елизаветинского барокко лично разработал Бартоломео Растрелли. Строительство начали в 1748 году, но приостановили из-за Семилетней войны с Пруссией. Завершить задумку в 1828 году поручили Василию Стасову. Здание строилось и совершенствовалось до 1835 года. В советскую пору тут поочерёдно располагались склад декораций, бункер для личного пользования Андрея Жданова и экспозиция Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». Многие детали убранства, например, исторический иконостас, были разграблены и уничтожены именно в это время.
Летом 2004 года Смольный собор стал одной из частей музейного комплекса «Исаакиевский собор». В 2016 году храм вернули Русской православной церкви. На создание нового музея должны пойти именно её средства, в частности, пожертвования прихожан.
Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.