Сегодня в эфире #безантракта: Амедео Модильяни, Лев Лурье о культуре корюшки

Выходные #безантракта — время новых знаний, в том числе не всегда серьезных. Сегодня, 4 мая, мы предлагаем обратить внимание на два рассказа.
Первый — о творчестве Амедео Модильяни. Художник из Италии, ставший одной из легенд Монмартра, известен всем в России любителям искусства со школы — по рисункам Анны Ахматовой и своим неземным, вертикально вытянутым образам людей с печальными глазами. Узнать об этом авторе больше вы сможете от профессионала — мы предлагаем на tv.fontanka.ru в 15.00 присоединиться к просмотру лекции театрального художника Эмиля Капелюша, которую тот записал для Театра «Мастерская», а те — любезно поделились с нами.
Второй рассказ — и вовсе кулинарный, «КУЛЬТура Корюшки», в 19.00. Если еще не ели корюшку в этом сезоне — запасайтесь к началу. Ровно как и если не ответили для себя на вопрос, потрошить ее или нет. Расскажут профессионалы: шеф-повар — о кулинарной стороне дела, а художник Анатолий Белкин и историк Лев Лурье — о культурологической.
«До революции корюшка занимала то же историческое место, что в советское время хек и мойва: то есть невозможно было представить себе не то, что ресторана, — трактира, где подавали бы корюшку, — в частности, рассказывает Лев Лурье. — Рыба доставлялась в Петербург из разных мест: больше всего привозили финны, это был лосось благородный финский, что-то ловили на Ладоге и привозили с Волги — всяких стерлядей и судаков. А на Неве ловили ряпушку и корюшку. И ее ловили специально приезжавшие из осташского уезда Новгородской губернии мужики, которые назывались осташи. Осташи с помощью бура делали дырки во льду и ловили рыбу, которой и питалось простонародие».
Историк напоминает, что сегодня литературный след корюшки трактуется неверно.
«Только жлоб городничий в «Ревизоре» может представлять себе Петербург как город, где есть ряпушка и корюшка, — считает Лурье. — Это представление идиота — вот что хотел сказать Николай Васильевич Гоголь, насмешить! И когда Николай I на премьере «Ревизора» услышал «ряпушка и корюшка» — он дико хохотал, потому что это смешно».
Но история расставляет все по своим местам. «А потом случилась Великая Октябрьская социалистическая революция, прошел военный коммунизм, летом у нас бананы не растут, и единственное, что производит наша стоящая на кембрийской глине местность, — эта рыбка, корюшка, — подводит итог историк. — И выяснилось, что есть такая петербургская еда, которая не зависит от начальства, которую можно словить, и которая, действительно, вошла в наш обиход».
Эти и другие истории — слушайте в кулинарно-культурном вечере «КУЛЬТура Корюшки».
А в остальное свободное время — продолжайте смотреть записи прошедших эфиров в разделах нашей библиотеки #безантракта. Эксклюзивные интервью и концерты в редакции, а также дома у звезд, спектакли, лекции, экскурсии — 24 часа в сутки, вне зависимости от часового пояса, на https://tv.fontanka.ru/.
«Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50