Сегодня в эфире #безантракта: Амедео Модильяни, Лев Лурье о культуре корюшки

Выходные #безантракта — время новых знаний, в том числе не всегда серьезных. Сегодня, 4 мая, мы предлагаем обратить внимание на два рассказа.
Первый — о творчестве Амедео Модильяни. Художник из Италии, ставший одной из легенд Монмартра, известен всем в России любителям искусства со школы — по рисункам Анны Ахматовой и своим неземным, вертикально вытянутым образам людей с печальными глазами. Узнать об этом авторе больше вы сможете от профессионала — мы предлагаем на tv.fontanka.ru в 15.00 присоединиться к просмотру лекции театрального художника Эмиля Капелюша, которую тот записал для Театра «Мастерская», а те — любезно поделились с нами.
Второй рассказ — и вовсе кулинарный, «КУЛЬТура Корюшки», в 19.00. Если еще не ели корюшку в этом сезоне — запасайтесь к началу. Ровно как и если не ответили для себя на вопрос, потрошить ее или нет. Расскажут профессионалы: шеф-повар — о кулинарной стороне дела, а художник Анатолий Белкин и историк Лев Лурье — о культурологической.
«До революции корюшка занимала то же историческое место, что в советское время хек и мойва: то есть невозможно было представить себе не то, что ресторана, — трактира, где подавали бы корюшку, — в частности, рассказывает Лев Лурье. — Рыба доставлялась в Петербург из разных мест: больше всего привозили финны, это был лосось благородный финский, что-то ловили на Ладоге и привозили с Волги — всяких стерлядей и судаков. А на Неве ловили ряпушку и корюшку. И ее ловили специально приезжавшие из осташского уезда Новгородской губернии мужики, которые назывались осташи. Осташи с помощью бура делали дырки во льду и ловили рыбу, которой и питалось простонародие».
Историк напоминает, что сегодня литературный след корюшки трактуется неверно.
«Только жлоб городничий в «Ревизоре» может представлять себе Петербург как город, где есть ряпушка и корюшка, — считает Лурье. — Это представление идиота — вот что хотел сказать Николай Васильевич Гоголь, насмешить! И когда Николай I на премьере «Ревизора» услышал «ряпушка и корюшка» — он дико хохотал, потому что это смешно».
Но история расставляет все по своим местам. «А потом случилась Великая Октябрьская социалистическая революция, прошел военный коммунизм, летом у нас бананы не растут, и единственное, что производит наша стоящая на кембрийской глине местность, — эта рыбка, корюшка, — подводит итог историк. — И выяснилось, что есть такая петербургская еда, которая не зависит от начальства, которую можно словить, и которая, действительно, вошла в наш обиход».
Эти и другие истории — слушайте в кулинарно-культурном вечере «КУЛЬТура Корюшки».
А в остальное свободное время — продолжайте смотреть записи прошедших эфиров в разделах нашей библиотеки #безантракта. Эксклюзивные интервью и концерты в редакции, а также дома у звезд, спектакли, лекции, экскурсии — 24 часа в сутки, вне зависимости от часового пояса, на https://tv.fontanka.ru/.
«Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36