
Русский «Спутник»: теплый ламповый «Чужой»

На большинстве русских стриминговых платформ вышел «Спутник», первый отечественный фильм, премьера которого перенесена в онлайн. Научный ужастик про инопланетное чудище в теле советского космонавта.
Вообще «Спутнику» выход в онлайн только добавил актуальности и экспериментаторского задора. Он в проекте был по умолчанию: все-таки совместное производство ультрамейнстримовой бондарчуковской студии и такой же радикально независимой компании, у которой на счету «Лето» и «Ученик» Серебренникова. Да и сам сюжет – смелая попытка скрестить советскую фактуру с историей про космонавтов и инопланетных чудищ.
При возвращении из космоса на советского астронавта нападает неведомая тварь. Дома летчика изолируют в секретном НИИ, которым руководит бесцветный гражданин из органов. Чтобы выяснить, что за тварь поселилась в советском космонавте, он вызывает из Москвы прогрессивного психотерапевта. И та, конечно, искренне сопереживает летчику и пытается ему помочь от твари избавиться – вопреки идеям и указаниям спецслужбиста.
Понятно, почему вообще продюсер Федор Бондарчук за этот проект ухватился – ретрофутуризм сейчас в моде, успех сериала «Очень странные дела» многих заставил удариться в ностальгию по технократической романтике восьмидесятых. Только, в отличие от Штатов, в России тут ностальгировать не по чему: у нас начало 80-х время не надежд и фантазий, а самый беспросветный период, и в кино его уже стало принято показывать таким. Не программа «звездных войн», рейганомика и прочие вдохновляющие фантазмы, а война в Афганистане и мор вождей. Так что воспоминания в «Спутнике» приходится придумывать.
И это вполне получается. Фактура фильма действительно такая, наивно-ностальгическая. Теплые цвета, ламповые телевизоры, деревянные панели, дутые куртки-пуховики. Даже в смысле спецэффектов тут иронии много – «Спутник» больше похож не на «Чужих», а на «трома-фильмы», где экран заливал кетчуп, а вместо мозгов по полу размазывали рисовую кашу. Если космическое чудище кого жрет – то прям как в лучших хитах видеосалонов, когда брызги в стороны летят.
Актеры играют соответствующе: просто, ясно, иронично. Как и положено в придуманных воспоминаниях и наивном фантастическом кино. Главная героиня в исполнении Оксаны Акиньшиной – прямолинейный ученый-фанатик. Бондарчук в роли гэбэшника – холодный злодей, прямо доктор Зло. Петр Федоров в роли «носителя» чудовища – супермен и точка; у него, может, единственного в русском кино получается быть суперменом.
Отчасти сетевая премьера даже на руку «Спутнику»: все-таки ностальгические, наивные и ироничные штучки, все эти синтезаторные шумы, контрастные характеры, эффектные чудовища на маленьком, телевизионном экране смотрятся выгоднее, чем на большом, киношном. Конечно, это зрелище не заставит поверить, что «у нас была великая эпоха». Но в качестве игры с материалом, с самой тенденцией – более чем увлекательно, остроумно и ярко.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35