Стройка БДТ изнутри: диво-сцена, ангелы вместо серпа и молота, автограф маршала Жукова

25 августа 2013, 16:04
Версия для печати Версия для печати

Художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова Андрей Могучий и главный художник театра Эдуард Кочергин провели экскурсию по стройке для замминистра культуры Григория Пирумова и пяти журналистов, в число которых попал и корреспондент «Фонтанки». Как выяснилось, в результате ремонтно-реставрационных работ под наслоениями советского периода обнаружилось много нового и презанятного.

Историческое здание БДТ закрылось на капитальный ремонт в феврале 2011 года. С тех пор здесь произошло как минимум два судьбоносных для театра события. Покинул пост худрука Темур Чхеидзе, руководивший театром с 2007 года, назначен новый худрук Андрей Могучий, который активно взялся не только за обновление художественного облика театра и его административной составляющей, но и, как выяснилось, проявил неподдельный интерес ко всему, что связано с капитальным ремонтом исторического здания. Как сообщил в интервью «Фонтанке» сам Могучий, предметом его главного беспокойства стала сцена БДТ, которая на данный момент в уже отреставрированном виде выглядит как сцена вековой давности – то есть, безнадежно устарела концептуально, демонстрируя полное несоответствие современным мировым театральным стандартам.

По словам Могучего, он немедленно доложил об этом в министерство культуры РФ лично Владимиру Мединскому, который, в свою очередь, сообщил о проблеме в правительство. В настоящее время – и эта информация подтверждена уже не только новым худруком БДТ, но и заместителем министра культуры Григорием Пирумовым, - проект Могучего по пересозданию сцены БДТ поддержан на самом высоком уровне. Это означает, что к уже потраченным на реконструкцию шести с лишним миллиардам рублей добавится еще некоторое количество федеральных средств (напомним для сравнения, что на реконструкцию Большого театра России ушло более 35 миллиардов) и театр откроется для зрителей в мае 2014 года, но зато один из главных драматических театров страны получит одну из самых современных сцен в мире, способную трансформироваться в соответствии с самыми смелыми творческими запросами не только сегодняшних режиссеров, но и постановщиков будущего.

Замминистра культуры Григорий Пирумов, художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, руководитель Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Александр Шабасов
Замминистра культуры Григорий Пирумов, художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, руководитель Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Александр Шабасов

Фото: Пресс-служба БДТ

Однако, пока группа экскурсантов, которую вели за собой Андрей Могучий, главный художник БДТ, соавтор Георгия Товстоногова Эдуард Кочергин, руководитель Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Александр Шабасов и его заместитель Виктор Петришин, добралась до сцены, ей предстояло увидеть другие любопытные объекты. Причем, не меньше самих объектов впечатлил атмосфера, царившая внутри небольшой группы предводителей: она напоминала рабочую встречу единомышленников, которые давно и конструктивно общаются на общую тему – буквально, говорят на птичьем языке. Детали ремонта обсуждались прямо по ходу представления московскому чиновнику реставрируемых помещений. Тут же заметим, что, кроме основного здания, реставрация исторической части которого (за исключением сцены) будет завершена, как и планировалось, к ноябрю 2013 года, есть еще пять подсобных корпусов – гостиница, учебный корпус, складские и репетиционные помещения, гараж, etc. Там тоже ведутся работы – но это совершенно типовые действия, представляющие мало интереса для посторонних.

Художественные мастерские под крышей театра

Этого подразделения нет сейчас почти ни в одном из городских театров. Театральные декорации обычно изготавливаются на стороне - по системе аутсорсинга. Между тем, первое место, где оказались экскурсанты в касках (их выдали всем во дворе БДТ), – прямоугольная постройка прямо внутри здания, которую представили именно как будущие театральные мастерские. Эдуард Кочергин пояснил в ответ на удивление замминистра, что при Георгии Товстоногове в Большом драматическом театре в подобных мастерских работали блестящие специалисты, с помощью которых сам Кочергин и легендарный, увы, покойный заведующий постановочной частью театра Владимир Куварин изобретали и воплощали те феноменальные решения, которые вошли в театральные учебники – как муаровая сетка, лишающая теней персонажей «Дачников», как холщевая одежда сцены, превратившая в мир-конюшню пространство «Холстомера» и так далее. Кочергин не преминул ввернуть – с горечью в голосе – что в посттовстоноговскую эпоху мастерские были варварски разрушены, специалисты уволены. Но надежда многое воссоздать остается. И это не хвастовство старого мастера: Эдуард Кочергин на данный момент выпустил немало талантливых учеников (преподавая не на компьютерных курсах, а в самой Академии художеств, где по-прежнему ценится умение держать карандаш, создавать эскизы, вручную клеить макеты декораций, а не стряпать их за полчаса в 3D-формате). Кочергина поддержал Могучий: «Специфика театрального дела такова, что художнику нередко многое приходится исправлять в уже готовой сценографии, поэтому мы рассчитываем воссоздать эту структуру под крышей БДТ».

Гримуборная №9

В исторической гримерке №9
В исторической гримерке №9

Фото: Пресс-служба БДТ

Кто помнит авторскую программу народного артиста СССР Олега Валерьяновича Басилашвили «С потолка», которая с 1998 по 2001 год выходила на телеканале «Культура», тем не нужно объяснять, почему гримерка Басилашвили потребовала особого внимания реставраторов и их особых изысканий. Остальным сообщаем, что весь сводчатый потолок гримерки Басилашвили, которую в 70-х годах артист делил с Сергеем Юрским, покрыт автографами друзей, знакомых хозяев, видных драматургов и режиссеров разных времен, есть даже подписи маршала Советского Союза Г.К.Жукова, выдающегося немецкого писателя Гениха Бёлля, великого художника Марка Шагала, актеров-кумиров Юрия Никулина и Андрея Миронова. Как пояснил Виктор Петришин, подписи наносились на многочисленные слои штукатурки, которые отторгаются друг от друга, а кроме того, гости исторической гримерки расписывались и фломастерами, и красками, и даже губной помадой, поэтому потребовалось изобрести особую технологию, чтобы сохранить и законсервировать теперь уже мемориальные оттиски. По словам Петришина, применили так называемый осетровый клей.


"Горшковые" своды потолков в одной из гримерок

Фото: Пресс-служба БДТ

Собравшиеся непроизвольно включились в игру «Найди известную подпись», и господин замминистра с удовольствием обнаружил подпись Андрея Могучего, который, слегка смутившись, пояснил, что она относится ко времени, когда Олег Валерианович пригласил его в свою передачу «С потолка» -- ее участники по традиции оставляли свой «след» на одном из сводов. В момент прихода гостей двое реставраторов под потолком обновляли подписи. Петришин сообщил, что паркет уже отреставрирован. Могучий объявил, что гримерку никто не собирается превращать в чисто музейный экспонат, и что ее хозяин непременно сюда вернется.

Гостям была показана и еще одна нетипичная гримерка, чья особенность была выявилена как раз в процессе реставрации – потолок здесь, как выяснилось, состоит из горшков слепленных воедино глиной. Донышки этих горшков отлично видны, и, как пояснил Эдуард Кочергин, обеспечивали отменную акустику: видимо, в дореволюционные времена, когда в здании располагался Суворинский театр, который был еще и музыкальным, в этом пространстве актеры распевались.

Большой зал

В Большой зал шли через зал репетиционный, где во времена Товстоногова располагался гримерный цех, а после, когда декорационные мастерские уже были упразднены, его время от времени занимали художники, колдуя над деталями сценографии. В нем Могучий, Кочергин и Шабасов спонтанно принялись обсуждать возможность оставить на прежнем месте небольшой балкончик для световой и звуковой аппаратуры, созданный самопально местными «строителями», и в результате пришли к решению, вопреки плану, его не ломать. Чтобы можно было при необходимости использовать это пространство как еще один игровой зал примерно на 90 зрительских мест.

Большой зал. Вид с третьего яруса
Большой зал. Вид с третьего яруса

Фото: Пресс-служба БДТ

Даже беглый взгляд на Большой зал позволил отметить, что он значительно посветлел: в декоре доминируют исторические светло-бежевый и светло-голубой тона. Реставрационные работы там практически окончены. Из сюрпризов, которые, по словам Шабасова и Петришина, поджидали реставраторов в каждом закоулке по всему театру, в Большом зале прежде всего называют падугу над сценой: там под гербом Российской Федерации обнаружилась оригинальная роспись – премилые ангелочки 1902 года, которым, естественно, было отдано предпочтение. А с герба сняли кальку: ее выставят в музее БДТ, который, по идее Могучего, будет открыт целый день для всех желающих и войдет в так называемую «зону просвещения», о которой чуть ниже. Будто бы специально для московского гостя и журналистов реставраторы опустили на пол люстру из горного хрусталя, колдуя над ней, пока гости сначала с высоты третьего яруса, а потом и непосредственно из партера разглядывали знакомый всем с юности зал, один из самых любимых горожанами и гостями, сохранивший множество театральных баек и легенд.

Эдуард Кочергин напомнил собравшимся, что прежде падугу закрывал мост для софитов, и останься здесь всё по-прежнему (как планировали бывшие хозяева театра), красоту росписей никто бы не увидел. Андрей Могучий, в свою очередь, объяснил, что софиты могут быть подняты до нужного уровня на лебедке – и это будет совершенно современное решение.

Малая сцена

Пространство малой сцены (тоже многим памятное – здесь в посттовстоноговский период находили себя мастера, которых мало занимали приглашенные режиссеры) встретило двумя сюрпризами: в одной из стен обнаружились прямоугольные декоративные формы, а в другой и вовсе окна, которые – совместным, как подчеркнул Могучий, со строителями решением - оформили именно как окна, ибо распахиваются они, ни много ни мало, в главное, греческое фойе театра, и эту архитектурную особенность вполне можно задействовать в спектакле. Наоборот, установленное в посттовстоноговский период перекрытие под потолком, сократившее высоту помещения на четыре метра, было решена сломать, что особенно радовало главного художника театра. Кстати, надо отдать должное Эдуарду Кочергину: обо всех проблемах, которые теперь смело звучат из его уст, Кочергин говорил постоянно, в течение девяностых и нулевых, и худруку театра Темуру Чхеидзе, и дружественным журналистам, но Чхеидзе отчего-то не слушал, а журналисты ничем не могли помочь уникальному мастеру сцены, который год от года мрачнел и болел. Тем отраднее теперь видеть его продуктивный альянс с новым худруком. Могучий не соврал, назвав в своей «инаугурационной» речи мастеров БДТ – своим приоритетом, отчего, безусловно, только выиграл.

Одно из пространств будущей
Одно из пространств будущей "Зоны просвещения". Крайний справа - главный художник БДТ Эдуард Кочергин

Фото: Пресс-служба БДТ


Что до Могучего, то он не уставал повторять, что главный принцип, который применятся при реконструкции игровых помещений БДТ, - подвижность, нестационарность всех конструкций, легкость при смене их конфигураций. «Трансформеры», - вдруг вставил точное словечко представитель министерства. Этот момент стал кульминацией встречи – московский функционер практически влился в братство строителей БДТ, которое иначе и не определишь. Во всяком случае, мне на моей памяти ни разу не приходилось видеть, чтобы театральные люди вмешивались в процесс ремонта своего стационара с тем же энтузиазмом, с которым ремонтируют собственные дома и квартиры.

В соседнем с малой сцене коридоре обнаружились световые фонари, забетонированные в советские времена (сюрприз), а под сводами – родные перекрытия с оттиском какой-то немецкой компании. Из сюрпризов публике также предъявили роспись билетного зала, воссозданную по личным фотографиям Эдуарда Кочергина – по счастью, ему когда-то пришло в голову сделать эти снимки, - а также кусок обоев, обнаруженный в боковой директорской ложе (сейчас обсуждается вопрос, стоит ли заказать несколько рулонов и оклеить ими стены ложи). Отдельно впечатлило архитектурное решение, призванное спасти от трещин здание театра, практически лишенное фундамента (из-за подходящих очень близко к поверхности подземных вод): все несущие стены «одеты» в металлический бандаж – крепкую металлическую сетку. Эта современная технология, по уверению строителей, должны выдержать и натиск стихии.

Зона просвещения

Поднявшись по знаменитой мраморной лестнице, столь же узнаваемой, как и зал – даже Горький, сменивший, очевидно, какую-то античную богиню в одной из ниш и сохраненный как знак эпохи, выглядит здесь вполне органичной деталью, - оказались в центральном фойе. Здесь, как и в интерьерах лестницы, уже полностью восстановлены росписи стен и потолка. И именно это фойе, по словам Могучего, должно стать центром общедоступной «зоны просвещения», где горожане и гости города смогут проводить дни напролет.

Центральная мраморная лестница, в нише - А.М.Горький
Центральная мраморная лестница, в нише - А.М.Горький

Фото: Пресс-служба БДТ

Здесь и в близлежащих залах будут проводиться мастер-классы режиссеров мирового уровня и встречи с мастерами БДТ, здесь же расположится музей БДТ – с которым по обилию экспонатов может соревноваться разве что Александринка (но она и старше, почти на век). Поблизости расположен еще и мемориальный кабинет Товстоногова, в который отныне также сможет заглянуть любой желающий. Не обойдется, конечно, и без кафе. Словом, БДТ с приходом Могучего принципиально отказывается от своей снобистской герметичности, исповедуя принцип открытости и просветительства в самом широком значении этих понятий.

Сцена

Войдя на сцену, группа экскурсантов немедленно оглохла: казалось, именно здесь в этот момент сосредоточились все основные строительные работы. Даже просьба Александра Шабасова о тишине осталась практически без внимания – ее почти никто не услышал. Положение спас Могучий, свистнув так, что и рабочие на высоте колосников утихомирились. Вспомнился эпизод из «Места встречи изменить нельзя», где Высоцкий – Глеб Жеглов влезает в галдящий трамвай со словами: «Эй, мужики, мужики, тихо там», - и тишина действительно наступает. Вообще на данный момент – то есть, до начала репетиций и даже до объявления конкретной художественной программы - уже не оспорить как минимум одного козыря, которым обладает Могучий: способности объяснить свою позицию настолько внятно, лаконично и увлекательно, что союзники на самых разных уровнях вербуются сами собой.

Плафон Большого зрительского зала. Вид с третьего яруса
Плафон Большого зрительского зала. Вид с третьего яруса

Фото: Пресс-служба БДТ

Правда, на сцене первым слово взял Эдуард Кочергин, заявив прилюдно, что существовал план реконструкции 2006 года, утвержденный Кириллом Юрьевичем Лавровым, и его исчезновение, а также появление нового плана с «музейной» сценой, не отвечающей ни единому из современных запросов, нельзя расценить иначе, как диверсию. «Главное, что мы знаем имена диверсантов», - отшутился представитель министерства. А Андрей Могучий тем временем включил ноутбук и показал, как будет выглядеть сцена, когда ее «перезагрузят» в соответствии с сегодняшними требованиями и технологиями (фоторепортаж смотрите здесь).

Работы по реконструкции люстры из горного хрусталя ведутся прямо сейчас
Работы по реконструкции люстры из горного хрусталя ведутся прямо сейчас

Фото: Пресс-служба БДТ

Сцена обновленного БДТ будет состоять из ста стандартных модулей, легко трансформирующихся в любую конструкцию, начиная с самой обычной сцены-коробки. Причем, собрать ее смогут без помощи машинерии 6 человек за 4-6 часов. Поворотный круг на сцене, если он понадобится, тоже легко устанавливается – но не стационарный, а накладной, и не цельный, а состоящий из трех концентрических колес и центрального круга. Плунжерную систему – то есть, подъемно-опускные механизмы - можно будет установить в любых нужных точках. А дальше уже с управлением всем оборудованием на сцене справится один оператор, владеющий стандартными компьютерными программами. Модули можно будет докупать – все они взаимозаменяемы. При этом появится возможность и полностью освободить четырехметровый трюм сцены и превратить это пространство в бассейн: при наличии стационарных механизмов вода непременно их повредила бы, а в данном случае, фантазия режиссера не ограничена практически ничем.

Подобная презентация впечатлила всех без исключения. «Здорово», - подытожил замминистра культуры Григорий Пирумов. И подтвердил слова Могучего, что политическое решение по поводу сцены БДТ принято и в министерстве, и выше.

И вот это единомыслие, мало того, совместные решения и действия художников, чиновников, строителей, политиков по реанимации Большого драматического театра выглядят по нынешним временам едва ли не большим чудом, чем предполагаемая суперсовременная сцена БДТ. Пусть даже это то самое исключение, которое только подтверждает правило.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова
 

«Едва ли Репин и Нордман, собираясь в Италию, прихватили с собой вазу». Музей Академии художеств показывает Репина в «декорациях»

На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.

Статьи

>