«Удивительное путешествие доктора Дулиттла»: Новая жизнь Железного Человека
Незамысловатый детский фильм с неправдоподобным актерским составом.
Само обращение к сказке о докторе Дулиттле, понимающем язык животных, смелое. Во-первых, литературный первоисточник — все-таки детская классика, знакомая каждому (русский читатель, правда, об этом не подозревает — Корней Чуковский слишком органично адаптировал истории британского писателя Хью Лофтинга, и никто уже и не помнит, что «Айболит» это переводная вещь, а не оригинальная). Во-вторых, слишком свежа в памяти хулиганская версия «Дулиттла» конца девяностых, когда главного героя играл Эдди Мерфи, а сюжет был наполнен всякими двусмысленностями. То есть режиссеру-сценаристу Стивену Гейгану (выполняющему тут сугубо технические функции) и затеявшему новую экранизацию Роберту Дауни-младшему (его жена Сьюзан выступила продюсером — на деле понятно, что это собственный проект актера) пришлось тут пройти между Сциллой и Харибдой, сделать что-то заставляющее забыть игривую франшизу с Мерфи и не разочаровать бесчисленных поклонников «правильного», литературного героя.
Во многом трудностью задачи объясняется аккуратность, даже робость «Путешествия» — и сюжетная, и стилистическая. Никаких заигрываний со взрослой аудиторией: добрый доктор сидит под деревом, лечит зверушек. А потом его зовут к смертельно больной королеве Виктории и отправляют в опасное путешествие за волшебным лекарством. Ну, есть одна смешная отсылка к «Крестному отцу» — и всё. Никакого осовременивания тоже нет: видимо, Дауни очень понравилось носить цилиндр и фрак в «Шерлоке Холмсе», и теперь он решил еще раз примерить этот викторианский лук.
Вместо всяких сюжетно-стилистических вывертов Дауни выкатывает в качестве козыря крепкую актерскую игру. Свою, в первую очередь. Он, конечно, совершенный биологический феномен, эдакий Бенджамин Баттон. Начинал как надежда серьезного кино, играл Чаплина у Айвори и журналиста-психа в «Прирожденных убийцах». Ну, а роль Старка в «Мстителях» сделала из него лучшего друга детей, кого-то вроде Хрюши из «Спокойной ночи, малыши!» или Волка из «Ну, погоди!» Старк умер (ой, простите, вы не знали?), грех не воспользоваться подобным обожанием, пока оно не остыло. Дауни и пользуется. Хмурит лоб, очаровательно придуривается, исследует глотки, крылья и хвосты примерно так же, как проектировал в «Мстителях» оружие и летательные аппараты.
Основательных актерских работ тут правда сильно больше, чем полагается детскому кино по условным нормативам. Дауни, как Ной, собирает в своем продюсерском проекте каждой твари по паре, и всем дарит сольный выход, характер, дает развернуться и покрасоваться. Антонио Бандерас в кои-то веки (да просто впервые с тех пор, как озвучил Кота в «Шреке») от души дурачится в образе злодея-пирата, но где надо и сентиментальность проявит, и слезу пустит. Майкл Шин создает мощный образ антагониста Дулиттла, тупого и злобного придворного врача. Патриарх британской актерской школы Джим Бродбент (лучший в истории старик Болконский) в очередной раз показывает класс гротеска, играет карикатуру на вероломного придворного, чопорного лорда. Даже Викторию, которая весь фильм просто лежит пластом на кровати и произносит от силы пару слов, играет актриса значительная, Джесси Бакли, звезда «Табу» и княжна Марья из той же «Войны и мира».
Еще мощнее состав актеров, который работает за кадром. Всезнайку-попугая озвучивает прима британского экрана Эмма Томпсон. Гориллу Чи-чи — оскаровский лауреат Рами Малек. Пса — товарищ Дауни по «Мстителям», Человек-Паук Том Холланд. Даже совсем эпизодические персонажи говорят голосами звезд — Селены Гомес, Марион Котийяр, Рэйфа Файнса. Соответственно, и характеры прописаны прямо по Станиславскому. Белый медведь все время мерзнет и носит вязаную шапочку (милота какая). Горилла — трусиха, хотя и выглядит угрожающе. У тигра биполярочка, страус носит чулки, белка ведет дневник, стрекоза влюблена в муравьиху.
В пересказе это может казаться перебором, но на деле именно подробность и основательность актерских работ вытягивает «Дулиттла», держит фильм как единое целое, заставляет сопереживать героям. Превращает его из очередной экранизации детской классики во вполне себе чувственный опыт. Мощный актерский состав Дауни и Гейган противопоставили избитым уже техникам создания семейного фильма — увлекательности и незаурядности сюжета, обилию двусмысленностей и разной тонкости намеков. И выиграли: получился достойный семейный фильм.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога
Новости
- 24 апреля 2024 - Русский музей учредил День Летнего сада — его отметят двухдневным марафоном
- 24 апреля 2024 - Минкульт рассказал, сколько отечественных фильмов вышло в России за год
- 23 апреля 2024 - АСТ предостерегли от «Маленькой жизни» и «Песни Ахилла». Издательство приостанавливает продажи еще двух книг
- 23 апреля 2024 - ДК Лурье создал бесплатную аудиоэкскурсию вокруг пышечной на Большой Конюшенной
- 23 апреля 2024 - Анна Пармас снимет комедийный сериал о петербургской коммуналке и злосчастном алкоголике
Статьи
-
21 апреля 2024, 18:05Мы уже забыли, почему присаживаемся на дорожку и бьем посуду на счастье, но специалисты знают: приметы — это на самом деле текст, который нужно суметь прочесть. О том, как это сделать правильно, «Фонтанке» рассказал завотделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук Дмитрий Баранов.
-
20 апреля 2024, 14:51Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.
-
18 апреля 2024, 15:45
-
15 апреля 2024, 19:13