
«Джентльмены»: Возвращение Гая Ричи с «Большим кушем»

Вышел фильм «Джентльмены» Гая Ричи — триумфальное возвращение режиссера к своему фирменному жанру эффектной и афористичной криминальной комедии с отменными актерскими работами.
Наверное, хорошо, что Гай Ричи не стал зацикливаться на принесшем ему славу и любовь зрителей жанре криминальной комедии: в его обширной фильмографии таких совсем немного. «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» да «Рок-н-ролльщик», ну еще, «Агенты А.Н.К.Л.». Было бы их больше — не было бы вынужденных коммерческих работ вроде «Холмса» или «Аладдина» — и не вызывали бы «Джентльмены» сейчас такой беспримесной радости. Ричи тут действительно в лучшей своей форме. Фильм изобретательный и лихой на всех уровнях. Для начала, он почти весь построен как визуализация рассказа. К гангстеру Реймонду Смиту наведывается проныра-сыщик Флетчер с компроматом на шефа Смита, наркобарона. Каждая папочка, каждый файлик, каждая фотка на глазах у изумленной публики превращаются в очередной эпизод комической и очень британской криминальной саги. Пересказывать ее — грех, и к тому же бессмысленный: сценка следует за сценкой, трюк за трюком, и вместе складываются не в «историю», а в единое художественное целое.
Более того — Ричи тут, как сказали бы театральные критики, ломает четвертую стену. Кроме чемодана компромата, сыщик приносит бандиту сценарий собственного сочинения — понятно, одноименный с фильмом — и даже в какой-то момент заставляет своего собеседника с выражением читать его по ролям. Естественно, в финале ушлый следак втюхивает увлекательный сюжет некоему продюсеру, у которого на стене висит плакат «Агентов» (а те, кто в теме, оценят, что в кадре появляется вывеска «Мирамакса» — студии Харви Вайнштейна, на которого этот самый продюсер ну очень похож).
Стоило десять лет после «Рок-н-рольщика» хранить сценарно-криминальный целибат, чтобы в итоге так туго нашпиговать «Джентльменов» фирменными шуточками, афоризмами, мужицкими мудростями — иногда сальными, но всегда хитрыми задачками для переводчика).

Фото: volgafilm.ru
Отдельное — и главное, наверное, — удовольствие доставляет даже не здорово придуманные Ричи сценарные штуки, а актерские работы — пожалуй, в этом смысле это самый интересный фильм режиссера. Для Хью Гранта роль следователя Флетчера — находка, принципиально новый образ, в котором он совершенно неузнаваем. Актер, сначала бывший образцовым слащавым любовником, потом искавший себя (в том числе, в отрицательных ролях, например, в сериале «Очень английский скандал»), здесь лицедействует на полную катушку. Неузнаваем в очках и с бородой (и похож на литератора и сподвижника Березовского Юлия Дубова — может, они там в Лондоне пересекались?), на его долю выпадает основная часть шуток, афоризмов и колкостей, да он еще и манерный, с намеком на такую легкую, чисто джентльменистую гомосекуальность. Чарли Ханнэм, который уже играл у Ричи в «Мече короля Артура», здесь создает очень остроумную пародию на условного Тома Харди, бородатого демона в дорогом костюме. Мэттью Макконахи в роли наркобарона Микки Пирсона, пожалуй, обычен — но только потому, что с его багажом удивлять уже некого (кроме тех чудаков, которые его на экране увидят впервые). Колин Фаррелл в образе покровителя гопников, тренера по боксу, демонстрирует принципиально нового себя — брутального мужика, такого батю из закусочной за углом. Мишель Докери — леди Мэри из «Аббатства Даунтон» — наконец, заявляет о себе как о большой и неординарной актрисе в роли стервозной снежной королевы, жены гангстера. Эдди Марсан, носитель классической британской актерской школы, Лестрейд из ричиевского «Холмса» — в своем репертуаре: играет физиологически отталкивающего главреда таблоида.

Фото: volgafilm.ru
Наконец, есть еще один элемент, помимо сюжета и актерских работ, за которым тут любопытно наблюдать — буквально, глазками. И название, и сюжет фильма обрекают Ричи на создание определенного экранного стиля. Порой кажется, что вот-вот и действие, и актерские работы утонут в кожаной мебели, галстуках, жилетках, бомберах, «мартенсах». Еще немного — и создастся ощущение, что не фильм смотришь, а заглянул в секонд-хенд «Британский стиль». Но Ричи как-то удерживается: стиль есть, и очень британский. Но он всякий раз вежливо уступает место писательским талантам, актерским работам. Всему тому, за что зрители «Карт, денег…» когда-то раз и навсегда влюбились в этот режиссерский почерк. А кто не влюбился тогда — влюбится теперь, и пересмотрит старые добрые очень гангстерские и очень британские комедии.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанкаи.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».