
«Джентльмены»: Возвращение Гая Ричи с «Большим кушем»

Вышел фильм «Джентльмены» Гая Ричи — триумфальное возвращение режиссера к своему фирменному жанру эффектной и афористичной криминальной комедии с отменными актерскими работами.
Наверное, хорошо, что Гай Ричи не стал зацикливаться на принесшем ему славу и любовь зрителей жанре криминальной комедии: в его обширной фильмографии таких совсем немного. «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» да «Рок-н-ролльщик», ну еще, «Агенты А.Н.К.Л.». Было бы их больше — не было бы вынужденных коммерческих работ вроде «Холмса» или «Аладдина» — и не вызывали бы «Джентльмены» сейчас такой беспримесной радости. Ричи тут действительно в лучшей своей форме. Фильм изобретательный и лихой на всех уровнях. Для начала, он почти весь построен как визуализация рассказа. К гангстеру Реймонду Смиту наведывается проныра-сыщик Флетчер с компроматом на шефа Смита, наркобарона. Каждая папочка, каждый файлик, каждая фотка на глазах у изумленной публики превращаются в очередной эпизод комической и очень британской криминальной саги. Пересказывать ее — грех, и к тому же бессмысленный: сценка следует за сценкой, трюк за трюком, и вместе складываются не в «историю», а в единое художественное целое.
Более того — Ричи тут, как сказали бы театральные критики, ломает четвертую стену. Кроме чемодана компромата, сыщик приносит бандиту сценарий собственного сочинения — понятно, одноименный с фильмом — и даже в какой-то момент заставляет своего собеседника с выражением читать его по ролям. Естественно, в финале ушлый следак втюхивает увлекательный сюжет некоему продюсеру, у которого на стене висит плакат «Агентов» (а те, кто в теме, оценят, что в кадре появляется вывеска «Мирамакса» — студии Харви Вайнштейна, на которого этот самый продюсер ну очень похож).
Стоило десять лет после «Рок-н-рольщика» хранить сценарно-криминальный целибат, чтобы в итоге так туго нашпиговать «Джентльменов» фирменными шуточками, афоризмами, мужицкими мудростями — иногда сальными, но всегда хитрыми задачками для переводчика).

Фото: volgafilm.ru
Отдельное — и главное, наверное, — удовольствие доставляет даже не здорово придуманные Ричи сценарные штуки, а актерские работы — пожалуй, в этом смысле это самый интересный фильм режиссера. Для Хью Гранта роль следователя Флетчера — находка, принципиально новый образ, в котором он совершенно неузнаваем. Актер, сначала бывший образцовым слащавым любовником, потом искавший себя (в том числе, в отрицательных ролях, например, в сериале «Очень английский скандал»), здесь лицедействует на полную катушку. Неузнаваем в очках и с бородой (и похож на литератора и сподвижника Березовского Юлия Дубова — может, они там в Лондоне пересекались?), на его долю выпадает основная часть шуток, афоризмов и колкостей, да он еще и манерный, с намеком на такую легкую, чисто джентльменистую гомосекуальность. Чарли Ханнэм, который уже играл у Ричи в «Мече короля Артура», здесь создает очень остроумную пародию на условного Тома Харди, бородатого демона в дорогом костюме. Мэттью Макконахи в роли наркобарона Микки Пирсона, пожалуй, обычен — но только потому, что с его багажом удивлять уже некого (кроме тех чудаков, которые его на экране увидят впервые). Колин Фаррелл в образе покровителя гопников, тренера по боксу, демонстрирует принципиально нового себя — брутального мужика, такого батю из закусочной за углом. Мишель Докери — леди Мэри из «Аббатства Даунтон» — наконец, заявляет о себе как о большой и неординарной актрисе в роли стервозной снежной королевы, жены гангстера. Эдди Марсан, носитель классической британской актерской школы, Лестрейд из ричиевского «Холмса» — в своем репертуаре: играет физиологически отталкивающего главреда таблоида.

Фото: volgafilm.ru
Наконец, есть еще один элемент, помимо сюжета и актерских работ, за которым тут любопытно наблюдать — буквально, глазками. И название, и сюжет фильма обрекают Ричи на создание определенного экранного стиля. Порой кажется, что вот-вот и действие, и актерские работы утонут в кожаной мебели, галстуках, жилетках, бомберах, «мартенсах». Еще немного — и создастся ощущение, что не фильм смотришь, а заглянул в секонд-хенд «Британский стиль». Но Ричи как-то удерживается: стиль есть, и очень британский. Но он всякий раз вежливо уступает место писательским талантам, актерским работам. Всему тому, за что зрители «Карт, денег…» когда-то раз и навсегда влюбились в этот режиссерский почерк. А кто не влюбился тогда — влюбится теперь, и пересмотрит старые добрые очень гангстерские и очень британские комедии.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанкаи.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36