«Джентльмены»: Возвращение Гая Ричи с «Большим кушем»

13 февраля 2020, 13:16
Версия для печати Версия для печати

Вышел фильм «Джентльмены» Гая Ричи — триумфальное возвращение режиссера к своему фирменному жанру эффектной и афористичной криминальной комедии с отменными актерскими работами.

Наверное, хорошо, что Гай Ричи не стал зацикливаться на принесшем ему славу и любовь зрителей жанре криминальной комедии: в его обширной фильмографии таких совсем немного. «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» да «Рок-н-ролльщик», ну еще, «Агенты А.Н.К.Л.». Было бы их больше — не было бы вынужденных коммерческих работ вроде «Холмса» или «Аладдина» — и не вызывали бы «Джентльмены» сейчас такой беспримесной радости. Ричи тут действительно в лучшей своей форме. Фильм изобретательный и лихой на всех уровнях. Для начала, он почти весь построен как визуализация рассказа. К гангстеру Реймонду Смиту наведывается проныра-сыщик Флетчер с компроматом на шефа Смита, наркобарона. Каждая папочка, каждый файлик, каждая фотка на глазах у изумленной публики превращаются в очередной эпизод комической и очень британской криминальной саги. Пересказывать ее — грех, и к тому же бессмысленный: сценка следует за сценкой, трюк за трюком, и вместе складываются не в «историю», а в единое художественное целое.

Более того — Ричи тут, как сказали бы театральные критики, ломает четвертую стену. Кроме чемодана компромата, сыщик приносит бандиту сценарий собственного сочинения — понятно, одноименный с фильмом — и даже в какой-то момент заставляет своего собеседника с выражением читать его по ролям. Естественно, в финале ушлый следак втюхивает увлекательный сюжет некоему продюсеру, у которого на стене висит плакат «Агентов» (а те, кто в теме, оценят, что в кадре появляется вывеска «Мирамакса» — студии Харви Вайнштейна, на которого этот самый продюсер ну очень похож).

Стоило десять лет после «Рок-н-рольщика» хранить сценарно-криминальный целибат, чтобы в итоге так туго нашпиговать «Джентльменов» фирменными шуточками, афоризмами, мужицкими мудростями — иногда сальными, но всегда хитрыми задачками для переводчика).



Фото: volgafilm.ru

Отдельное — и главное, наверное, — удовольствие доставляет даже не здорово придуманные Ричи сценарные штуки, а актерские работы — пожалуй, в этом смысле это самый интересный фильм режиссера. Для Хью Гранта роль следователя Флетчера — находка, принципиально новый образ, в котором он совершенно неузнаваем. Актер, сначала бывший образцовым слащавым любовником, потом искавший себя (в том числе, в отрицательных ролях, например, в сериале «Очень английский скандал»), здесь лицедействует на полную катушку. Неузнаваем в очках и с бородой (и похож на литератора и сподвижника Березовского Юлия Дубова — может, они там в Лондоне пересекались?), на его долю выпадает основная часть шуток, афоризмов и колкостей, да он еще и манерный, с намеком на такую легкую, чисто джентльменистую гомосекуальность. Чарли Ханнэм, который уже играл у Ричи в «Мече короля Артура», здесь создает очень остроумную пародию на условного Тома Харди, бородатого демона в дорогом костюме. Мэттью Макконахи в роли наркобарона Микки Пирсона, пожалуй, обычен — но только потому, что с его багажом удивлять уже некого (кроме тех чудаков, которые его на экране увидят впервые). Колин Фаррелл в образе покровителя гопников, тренера по боксу, демонстрирует принципиально нового себя — брутального мужика, такого батю из закусочной за углом. Мишель Докери — леди Мэри из «Аббатства Даунтон» — наконец, заявляет о себе как о большой и неординарной актрисе в роли стервозной снежной королевы, жены гангстера. Эдди Марсан, носитель классической британской актерской школы, Лестрейд из ричиевского «Холмса» — в своем репертуаре: играет физиологически отталкивающего главреда таблоида.



Фото: volgafilm.ru

Наконец, есть еще один элемент, помимо сюжета и актерских работ, за которым тут любопытно наблюдать — буквально, глазками. И название, и сюжет фильма обрекают Ричи на создание определенного экранного стиля. Порой кажется, что вот-вот и действие, и актерские работы утонут в кожаной мебели, галстуках, жилетках, бомберах, «мартенсах». Еще немного — и создастся ощущение, что не фильм смотришь, а заглянул в секонд-хенд «Британский стиль». Но Ричи как-то удерживается: стиль есть, и очень британский. Но он всякий раз вежливо уступает место писательским талантам, актерским работам. Всему тому, за что зрители «Карт, денег…» когда-то раз и навсегда влюбились в этот режиссерский почерк. А кто не влюбился тогда — влюбится теперь, и пересмотрит старые добрые очень гангстерские и очень британские комедии.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанкаи.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>