‘ото: —ергей —лонимский//»“ј–-“ј——/ ёрий Ѕелинский

—ергей —лонимский: Ђя одним из первых в поколении стал писать трагические финалыї

09 феврал€ 2020, 16:27
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

9 феврал€ стало известно, что в ѕетербурге умер композитор, один из немногих современных академических авторов, ставших классиками, —ергей —лонимский. ≈му принадлежат 34 симфонии, балеты (в том числе «¬олшебный орех», который поставил в ћариинском театре ћихаил Ўем€кин), музыка к фильмам, например, к «–еспублике Ў »ƒ».

«‘онтанка» вспоминает архивное интервью, вз€тое в 2012 году, когда композитор отпраздновал 80-летие. —лонимский рассказал, как слушает музыку, может ли она отразить современность и что у него звучит фоном дома.

- —ергей ћихайлович, ¬ы специально скрылись из города на юбилей?

- Ќет, что скрыватьс€, просто главное сейчас – отдохнуть. я уже давно не устраиваю никаких торжеств. Ќу, приедут друзь€, ученики, посидим, выпьем чаек. я же не эстрадный артист, зачем мне что-то более пышное. √лавный подарок – это исполнение произведений, а концертов, приуроченных к этой дате, уже было много.

- ј осенью еще и композиторский конкурс вашего имени состоитс€.

- ƒа, его иде€ принадлежит моим ученикам – прежде всего, иранцу ћехди ’оссейни. ј председателем жюри €вл€етс€ один из старейших моих учеников јлександр –адвилович. Ќасколько € знаю, они предполагают исполнить сочинени€ лауреатов в ћалом зале ‘илармонии, и там же дать несколько моих камерных вещей. я не собираюсь вмешиватьс€ в работу жюри, и даже знакомитьс€ с этими сочинени€ми. »де€ конкурса заключаетс€ в поддержке авангардного направлени€.

-  ак же так, конкурс вашего имени – а вы не будете прослушивать претендентов!

- я с удовольствием послушаю их на заключительном концерте, € довер€ю жюри. ѕовторюсь, иде€ этого конкурса – не мо€. ћо€ иде€ поддержки молодых талантов заключаетс€ в более скромном, может, чудацком взносе, который € уже сделал в этому году и будут делать ежегодно. я хочу добавить от себ€ ежегодную премию к стипендии талантливому студенту по выбору совета деканов. я был бы не прочь, если б мои коллеги последовали моему примеру, но, к моему удивлению, пока все вежливо уклонились. Ќикто и не об€зан, конечно, но € следую примеру гораздо более великого музыканта, чем €, – √лазунова, который вообще отдавал всю свою зарплату на стипендии студентам. я, к сожалению, не имею такой возможности, потому что € живу на свою зарплату. Ќо € могу вносить 20 тыс€ч рублей в год. ≈сли буду иметь больше возможностей – буду рад.
 стати, кроме конкурса моего имени, есть музыкальна€ школа искусств є2 на Ћенинском проспекте, котора€ уже несколько лет вежливо просит присвоить ей им€ —лонимского. Ќо каждый раз у  омитета по культуре наход€тс€ предлоги, чтобы отказать. ѕервый из них – «так пусть сперва помрет». ѕри этом, в ћоскве есть школа имени ўедрина, и –одион  онстантинович, мой сверстник, слава богу, помирать не собираетс€. Ћюбопытно, что, как только какой-то председатель  омитета по культуре дает согласие – как, например, √убанков – он немедленно уходит.

- явл€етс€ ли дл€ вас сочинение музыки формой отражени€ современности?

- Ёто безусловно так, непроизвольно. ¬ сущности, если бы не было утер€но понимание подтекста музыки, – как оно не было утер€но в эпоху 1930-40-х годов, когда все прекрасно понимали, что означает та или ина€ симфони€ Ўостаковича, и все запрещенное в литературе узнавалось в музыке, – конечно, публика слышала бы, что в симфонической музыке наход€т отражение все конфликты и все нелегкие услови€ существовани€ людей в сегодн€шней жизни. Ќо только опосредованно, как это было в античных трагеди€х.

јвангард не €вл€етс€ штукарской игрой форм, бессодержательной выдумкой – он, прежде всего, св€зан с серьезными и трагедийными конфликтами современности. ѕозволю себе привести пример. Ќа концерте, который был приурочен к моему юбилею в ћихайловском театре, кроме прочего, исполн€лась перва€ часть моей оперы «ћастер и ћаргарита» по Ѕулгакову. “ак вот, в опере показана беззащитность добра в лице »ешуа, который гибнет и считает всех людей добрыми, и всевластие прав€щей силы в лице ѕилата – который, однако, проигрывает, и сам перед своей совестью трагически подавлен, как подавлен был Ѕорис √одунов у ѕушкина.

— моей точки зрени€, смысл авангардизма заключаетс€ не в гламурной игре – а, наоборот, в духе борьбы, бунта против зла и несправедливости, против всего, что угнетает человека. ¬ажно, чтобы это не сводилось к безобидной игре. “ака€ безобидна€ игра, к сожалению, поощр€етс€ и на главных телеканалах.  огда €, включив телевизор, слышу утробный смех далеко не молодых людей, хватающихс€ за бока при казарменных шутках ведущих и даже уважаемых артистов, мен€ это очень огорчает. я не понимаю, почему сейчас профессиональные остр€ки, пришедшие на смену ўедрину, «ощенко и Ѕулгакову, свели юмор к похабшине. Ќапример, в одесском юморе, где всегда есть изр€дна€ дол€ похабности, довольно много остроуми€. » небезобидного смысла. ј тот юмор, который процветает на нашем телевидении, € думаю, потому и проходит через редакторские ножницы, что он совершенно безобиден. » при этом отвлекает от не очень-то смешной жизни. ¬от «–евизор» √огол€ не отвлекает.

- Ќу, люди, мне кажетс€, и сами хот€т отдохнуть от реальности.

- Ёто не отдых, а та же сама€ жизнь в ее торжествующей пошлости. „естно говор€, € эти каналы моментально отключаю. Ќикакого отдыха они не дают. ¬от € сейчас слушал концерт Ѕрамса по каналу « ультура» – это отдых. „тение – это отдых. „еловек же не обезь€на!

- ј как вы слушаете музыку? јнализируете? ѕовер€ете алгеброй гармонию?

- Ќет, ни в коем случае. Ёто совершенно не нужно. √ениальный ѕушкин создал совершенно фальшивый образ —альери. ƒело в том, что подлинный —альери был попул€рным композитором своего времени, чем-то вроде нашего –аймонда ѕаулса. ≈го в ¬ене все любили, знали. ќн пользовалс€ огромным успехом при дворе и у широкой публики, его мелодии были крайне неприт€зательны и просты. ћоцарт по сравнению с ним – все равно что Ўенберг по сравнению с Ќикитой Ѕогословским. » далеко не все произведени€ ћоцерта исполн€лось при его жизни: даже свою знаменитую 40-ю симфонию он ни разу при жизни не услышал. «ƒон ∆уан» имел сомнительный успех в ¬ене, и лучше был прин€т в ѕраге. ј —альери был, вообще говор€, любимым учеником √люка. √люк именно —альери рекомендовал императору. ¬от представьте, как сейчас почитают «учеников Ўостаковича» – так вот, —альери был «учеником √люка». ј ћоцарт не был учеником √люка. Ёто ћоцарт должен был завидовать —альери! ћоцарт был многим непон€тен в р€де своих сочинений. ≈му император сказал: «—лишком много нот, дорогой ћоцарт!» “ак что это ложное представление, что —альери что-то анализировал – ничего он не анализировал. ќн был даровитым, профессиональным композитором и педагогом, у него учились и Ѕетховен, и Ўуберт, и Ћист. ќн вообще вошел в историю совсем не тем, что €кобы отравил ћоцарта. ј аналитический подход свойственен, скорее, педагогам музучилища, которые преподают теорию или сольфеджио. ћожет быть, они, слуша€ музыку, анализируют, из какой тональности в какую происходит модул€ци€. я, конечно, это слышу абсолютным слухом, но мне это только доставл€ет дополнительное наслаждение.

- ” вас музыка фоном дома звучит?

-  ак фон € предпочитаю «Ёхо ћосквы», хот€ € не согласен с их эстетическими предпочтени€ми. “ам просто иногда более правдивое изображение. ћогу слушать и официальные последние извести€, с поправкой на подхалимство по отношению к власти. Ќо это мне меньше нравитс€.

- —кажите, а возможно отразить в музыке, например, сегодн€шнюю психологию потреблени€?

- «наете, уже в первой симфонии, которую € написал в 1958 году, у мен€ были сходные цели. я был еще молодым человеком, новичком, и мой творческий путь началс€ с того, что секретариат —оюза композиторов ———– разгромил и запретил к исполнению эту симфонию. ѕочему? “ам скрыта€ программность была почти €вной. –ассказывались истории двух жизней – трудной и сладкой. “о, что называетс€ обществом потреблени€, там иллюстрировало развеселое скерцо – средн€€ часть трехчастного цикла. ¬ этом скерцо был и фокстрот, и частушка, и советские песни, пл€ски, марши, и пошловатый вальс. Ёто была бездуховна€ жизнь молодого человека, который стремитс€ как можно больше ухватить и насладитьс€ жизнью без вс€кой ответственности – поразвлекатьс€, пожрать, попить, поглумитьс€ над другими людьми, упива€сь своей властью. Ёто замкнутое пространство, которое обрываетс€ в пропасть. ј в первой и третьей част€х симфонии звучит очень странна€, сложно развивающа€с€ полифоническа€ музыка, на речевых оборотах одинокого человека, реально очерченной личности в толпе – человека с честностью, совестью. ≈сли там было безделье – то здесь трудна€ жизнь. » она кончаетс€ катастрофой. Ёто, наверное, была перва€ советска€ симфони€, котора€ кончалась пессимистическим финалом. » это особенность многих моих вещей: €, позволю себе сказать, что одним из первых, если не первым в своем поколении, стал писать откровенно грустные, пессимистические финалы с трагическим, а не светлым окончанием – будь то опера или симфони€. » мен€ запретили. ’орошо, что в 1960 году ƒмитрий Ўостакович стал первым секретарем —оюза композиторов –—‘—–. ¬ 1962 году эту симфонию сыграли и потом стали играть довольно часто.  стати, ¬ладислав „ернушенко оканчивал консерваторию исполнением этой моей симфонии.

- ј почему вы сказали, что ваша 32-€ симфони€ будет последней?

- я просто на это надеюсь. ћне вс€кий раз хочетс€, чтобы каждое новое сочинение было последним. ѕотому что мне уже лет много.  ак сказал Ћев “олстой, если можешь не писать – не пиши. я пишу только потому, что не могу не писать – особенно если вижу какую-то несправедливость в жизни, касающуюс€ не только мен€. Ёто как раз один из тех ферментов, которые будоражат творческую мысль. ≈динственное, чем € могу ответить – музыкальным сочинением. —ейчас, правда, у мен€ нет никаких творческих планов. ” мен€ их почти никогда не бывает. ѕравда, недавно ко мне приезжал замечательный режиссер, которого € очень уважаю – јлександр Ќиколаевич —окуров. ќн задумал какой-то новый фильм, о котором еще не говорил, и намекал, что, возможно, обратитс€ ко мне. ¬от дл€ —окурова € напишу.

јлина ÷иопа, «‘онтанка.ру»

 

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>