В Петербурге умер композитор-классик Сергей Слонимский. Кроме 34 симфоний, он написал музыку для «Республики ШКИД»

В Петербурге на 88-м году жизни скончался композитор Сергей Слонимский – один из немногих современных академических авторов, ставших классиками при жизни. Представитель музыкального авангарда, вдохновленного музыкой Шостаковича, он не только оставил богатое творческое наследие, но и воспитал и плеяду талантливых учеников, будучи профессором петербургской Консерватории. Среди них можно выделить Александра Радвиловича, Софию Левковскую, Настасью Хрущеву, Антона Танонова.
Слонимскому были подвластны крупные формы — премьеры его симфоний, которых он написал 34, неизменно проходили в Большом зале Филармонии и в Михайловском театре, а в Мариинском шел балет «Волшебный орех» в постановке Михаила Шемякина. Первыми исполнениями его сочинений дирижировали Арвид Янсонс, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владислав Чернушенко. Но в то же время Слонимский мог написать мелодию, которая запомнилась бы и стала народной — в чем высшее мастерство композитора — например, песенка «У кошки — четыре ноги» из фильма «Республика ШКИД» – тоже его сочинение. Слонимский, при всем разнообразии и яркости, порой гротескного характера своей музыки, наблюдал изменения слушательских привычек с годами и старался писать более понятно для новой аудитории, не теряя при этом глубины мысли.
Сергей Михайлович сохранял активную жизненную позицию и наблюдательность, не боялся высказываться там, где видел несправедливость, и где молчали другие — по разным актуальным общественно-политическим поводам. Вступался за газеты «Балтийской медиа-группы» перед их закрытием. Обладал острым критическим мышлением, которое выражал и его пристальный взгляд, – но если уж признавал в ком умного и понимающего собеседника, не стеснялся лично звонить и приглашать на премьеры своих сочинений, интересовался мнением.
В доме композитора на канале Грибоедова (том самом, где находится Музей-квартира Зощенко, – Слонимский знал писателя лично) звучало «Эхо Москвы», но он любил тишину и уединение — проводя лето на природе в Доме творчества композиторов в Репино, где в то же время был рад гостям и выходил на долгие прогулки вдоль залива.
Сергей Слонимский, народный артист России, проживший всю жизнь в Ленинграде, так и не был признан его Почетным гражданином. Переживал, что застопорился вопрос с присвоением его имени одной из музыкальных школ города — руководство которой само выражало желание увековечить имя композитора. Но можно с уверенностью сказать, что его ученики не дадут забыть имя учителя — с их подачи его имя получили конкурсы композиторов и исполнителей.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Сергей Слонимский: «Я одним из первых в поколении стал писать трагические финалы»

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
- 26 июня 2025 - Эрмитаж, Летний сад, Зоопарк и другие меняют часы работы из-за «Алых парусов»
- 26 июня 2025 - Русский музей рассказал, сколько посетителей посмотрели выставку Васнецова — это вековой рекорд Корпуса Бенуа
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.