В Петербурге умер композитор-классик Сергей Слонимский. Кроме 34 симфоний, он написал музыку для «Республики ШКИД»

В Петербурге на 88-м году жизни скончался композитор Сергей Слонимский – один из немногих современных академических авторов, ставших классиками при жизни. Представитель музыкального авангарда, вдохновленного музыкой Шостаковича, он не только оставил богатое творческое наследие, но и воспитал и плеяду талантливых учеников, будучи профессором петербургской Консерватории. Среди них можно выделить Александра Радвиловича, Софию Левковскую, Настасью Хрущеву, Антона Танонова.
Слонимскому были подвластны крупные формы — премьеры его симфоний, которых он написал 34, неизменно проходили в Большом зале Филармонии и в Михайловском театре, а в Мариинском шел балет «Волшебный орех» в постановке Михаила Шемякина. Первыми исполнениями его сочинений дирижировали Арвид Янсонс, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владислав Чернушенко. Но в то же время Слонимский мог написать мелодию, которая запомнилась бы и стала народной — в чем высшее мастерство композитора — например, песенка «У кошки — четыре ноги» из фильма «Республика ШКИД» – тоже его сочинение. Слонимский, при всем разнообразии и яркости, порой гротескного характера своей музыки, наблюдал изменения слушательских привычек с годами и старался писать более понятно для новой аудитории, не теряя при этом глубины мысли.
Сергей Михайлович сохранял активную жизненную позицию и наблюдательность, не боялся высказываться там, где видел несправедливость, и где молчали другие — по разным актуальным общественно-политическим поводам. Вступался за газеты «Балтийской медиа-группы» перед их закрытием. Обладал острым критическим мышлением, которое выражал и его пристальный взгляд, – но если уж признавал в ком умного и понимающего собеседника, не стеснялся лично звонить и приглашать на премьеры своих сочинений, интересовался мнением.
В доме композитора на канале Грибоедова (том самом, где находится Музей-квартира Зощенко, – Слонимский знал писателя лично) звучало «Эхо Москвы», но он любил тишину и уединение — проводя лето на природе в Доме творчества композиторов в Репино, где в то же время был рад гостям и выходил на долгие прогулки вдоль залива.
Сергей Слонимский, народный артист России, проживший всю жизнь в Ленинграде, так и не был признан его Почетным гражданином. Переживал, что застопорился вопрос с присвоением его имени одной из музыкальных школ города — руководство которой само выражало желание увековечить имя композитора. Но можно с уверенностью сказать, что его ученики не дадут забыть имя учителя — с их подачи его имя получили конкурсы композиторов и исполнителей.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Сергей Слонимский: «Я одним из первых в поколении стал писать трагические финалы»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35