В Петербурге умер композитор-классик Сергей Слонимский. Кроме 34 симфоний, он написал музыку для «Республики ШКИД»
В Петербурге на 88-м году жизни скончался композитор Сергей Слонимский – один из немногих современных академических авторов, ставших классиками при жизни. Представитель музыкального авангарда, вдохновленного музыкой Шостаковича, он не только оставил богатое творческое наследие, но и воспитал и плеяду талантливых учеников, будучи профессором петербургской Консерватории. Среди них можно выделить Александра Радвиловича, Софию Левковскую, Настасью Хрущеву, Антона Танонова.
Слонимскому были подвластны крупные формы — премьеры его симфоний, которых он написал 34, неизменно проходили в Большом зале Филармонии и в Михайловском театре, а в Мариинском шел балет «Волшебный орех» в постановке Михаила Шемякина. Первыми исполнениями его сочинений дирижировали Арвид Янсонс, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Владислав Чернушенко. Но в то же время Слонимский мог написать мелодию, которая запомнилась бы и стала народной — в чем высшее мастерство композитора — например, песенка «У кошки — четыре ноги» из фильма «Республика ШКИД» – тоже его сочинение. Слонимский, при всем разнообразии и яркости, порой гротескного характера своей музыки, наблюдал изменения слушательских привычек с годами и старался писать более понятно для новой аудитории, не теряя при этом глубины мысли.
Сергей Михайлович сохранял активную жизненную позицию и наблюдательность, не боялся высказываться там, где видел несправедливость, и где молчали другие — по разным актуальным общественно-политическим поводам. Вступался за газеты «Балтийской медиа-группы» перед их закрытием. Обладал острым критическим мышлением, которое выражал и его пристальный взгляд, – но если уж признавал в ком умного и понимающего собеседника, не стеснялся лично звонить и приглашать на премьеры своих сочинений, интересовался мнением.
В доме композитора на канале Грибоедова (том самом, где находится Музей-квартира Зощенко, – Слонимский знал писателя лично) звучало «Эхо Москвы», но он любил тишину и уединение — проводя лето на природе в Доме творчества композиторов в Репино, где в то же время был рад гостям и выходил на долгие прогулки вдоль залива.
Сергей Слонимский, народный артист России, проживший всю жизнь в Ленинграде, так и не был признан его Почетным гражданином. Переживал, что застопорился вопрос с присвоением его имени одной из музыкальных школ города — руководство которой само выражало желание увековечить имя композитора. Но можно с уверенностью сказать, что его ученики не дадут забыть имя учителя — с их подачи его имя получили конкурсы композиторов и исполнителей.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Читайте также:
Сергей Слонимский: «Я одним из первых в поколении стал писать трагические финалы»
Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.