«Предсказал более авторитарные тренды в России». Главной русской книгой десятилетия выбрали повесть Сорокина

05 февраля 2020, 10:53
Версия для печати Версия для печати

В Нью-Йорке прошли финальные дебаты премии «Супер-НОС», созданной фондом Михаила Прохорова. Жюри, эксперты и зрители выбрали, кто какой текст стал главным в русской литературе за последние десять лет. В шорт-лист попали все лауреаты премии «Нос» за 2009 – 2019 годы, включая Лену Элтанг, Владимира Сорокина, Льва Рубинштейна, Марию Степанову, Александра Стесина и других. Победил Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Основными претендентами на победу стали Сорокин с «Метелью» и Мария Степанова с экспериментальным романом «Памяти памяти». Они набрали поровну голосов жюри, экспертный совет проголосовал за Сорокина, зрительный зал — за Степанову. В результате члены жюри голосовали индивидуально, выбирая между двумя произведениями, и Сорокин получил перевес в один голос.



Фото: издательство Corpus (АСТ)

Участники экспертного совета, поддержав Сорокина, отметили что его работы «определили десятилетие», предсказали «более авторитарные тренды в России и отступление от глобализма». В свою очередь, член жюри, литературный критик Анна Наринская заявила в поддержку Степановой, что «она первый человек, который на русском языке начал говорить о праве не помнить».

Видео дебатов (на английском языке) выложено на странице Института Гарримана, который предоставил площадку для дискуссии.

Литературная премия «НОС» основана благотворительным фондом Михаила Прохорова в 2009 году к двухсотлетию Николая Гоголя. Она считается одной из крупнейших в России, а также достаточно экспериментальной и открытой новым течениям. Однозначного варианта расшифровки названия нет: её называют и «Новая словесность», и «Новая социальность», и — в шутку — даже «Новая сексуальность». Цель «НОСа» — «выявить и поддержать новые тренды в современной художественной словесности на русском языке».

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»

Как известно, Борхес полагал, что вся литература строится на четырех базовых сюжетах: осада города, возвращение домой, поиск, самоубийство бога. Возможно, если бы знаменитый аргентинец ознакомился с последними произведениями Виктора Олеговича Пелевина, он добавил бы к этому списку «спасение мира» или что-нибудь в этом роде. Во всяком случае, пелевинские персонажи этим занимаются как минимум второй год подряд.

Статьи

>