«Предсказал более авторитарные тренды в России». Главной русской книгой десятилетия выбрали повесть Сорокина

В Нью-Йорке прошли финальные дебаты премии «Супер-НОС», созданной фондом Михаила Прохорова. Жюри, эксперты и зрители выбрали, кто какой текст стал главным в русской литературе за последние десять лет. В шорт-лист попали все лауреаты премии «Нос» за 2009 – 2019 годы, включая Лену Элтанг, Владимира Сорокина, Льва Рубинштейна, Марию Степанову, Александра Стесина и других. Победил Владимир Сорокин с повестью «Метель».
Основными претендентами на победу стали Сорокин с «Метелью» и Мария Степанова с экспериментальным романом «Памяти памяти». Они набрали поровну голосов жюри, экспертный совет проголосовал за Сорокина, зрительный зал — за Степанову. В результате члены жюри голосовали индивидуально, выбирая между двумя произведениями, и Сорокин получил перевес в один голос.

Фото: издательство Corpus (АСТ)
Участники экспертного совета, поддержав Сорокина, отметили что его работы «определили десятилетие», предсказали «более авторитарные тренды в России и отступление от глобализма». В свою очередь, член жюри, литературный критик Анна Наринская заявила в поддержку Степановой, что «она первый человек, который на русском языке начал говорить о праве не помнить».
Видео дебатов (на английском языке) выложено на странице Института Гарримана, который предоставил площадку для дискуссии.
Литературная премия «НОС» основана благотворительным фондом Михаила Прохорова в 2009 году к двухсотлетию Николая Гоголя. Она считается одной из крупнейших в России, а также достаточно экспериментальной и открытой новым течениям. Однозначного варианта расшифровки названия нет: её называют и «Новая словесность», и «Новая социальность», и — в шутку — даже «Новая сексуальность». Цель «НОСа» — «выявить и поддержать новые тренды в современной художественной словесности на русском языке».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47