«Предсказал более авторитарные тренды в России». Главной русской книгой десятилетия выбрали повесть Сорокина
В Нью-Йорке прошли финальные дебаты премии «Супер-НОС», созданной фондом Михаила Прохорова. Жюри, эксперты и зрители выбрали, кто какой текст стал главным в русской литературе за последние десять лет. В шорт-лист попали все лауреаты премии «Нос» за 2009 – 2019 годы, включая Лену Элтанг, Владимира Сорокина, Льва Рубинштейна, Марию Степанову, Александра Стесина и других. Победил Владимир Сорокин с повестью «Метель».
Основными претендентами на победу стали Сорокин с «Метелью» и Мария Степанова с экспериментальным романом «Памяти памяти». Они набрали поровну голосов жюри, экспертный совет проголосовал за Сорокина, зрительный зал — за Степанову. В результате члены жюри голосовали индивидуально, выбирая между двумя произведениями, и Сорокин получил перевес в один голос.

Фото: издательство Corpus (АСТ)
Участники экспертного совета, поддержав Сорокина, отметили что его работы «определили десятилетие», предсказали «более авторитарные тренды в России и отступление от глобализма». В свою очередь, член жюри, литературный критик Анна Наринская заявила в поддержку Степановой, что «она первый человек, который на русском языке начал говорить о праве не помнить».
Видео дебатов (на английском языке) выложено на странице Института Гарримана, который предоставил площадку для дискуссии.
Литературная премия «НОС» основана благотворительным фондом Михаила Прохорова в 2009 году к двухсотлетию Николая Гоголя. Она считается одной из крупнейших в России, а также достаточно экспериментальной и открытой новым течениям. Однозначного варианта расшифровки названия нет: её называют и «Новая словесность», и «Новая социальность», и — в шутку — даже «Новая сексуальность». Цель «НОСа» — «выявить и поддержать новые тренды в современной художественной словесности на русском языке».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»
15 часов за 70 минут: Курентзис и musicAeterna сыграли «Кольцо без слов» Вагнера и сочинения дочери Познера
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.
-
03 декабря 2025, 12:00