Once upon a dream: Что привезёт в Петербург фестиваль Dance Open

04 февраля 2020, 14:39
Версия для печати Версия для печати

Фестиваль Dance Open объявил программу на 2020 год. А это значит, что в город снова привезут самые неординарные танцы. Пуанты и каблуки, брейк-данс и неоклассика — все рядом, и в каждом из видов танца выбраны компании и авторы хай-класса. С 14 по 27 апреля нас ждут две недели открытий, а критик Анна Гордеева специально для читателей «Фонтанки» рассказывает, что не пропустить.

Основная программа Dance Open развернется на исторической сцене Александринского театра, на Новой же сцене обещают офф-программу — встречи с хореографами, а в «Эрарте» покажут выставку балетной фотографии.

«Сон в летнюю ночь»



Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

Александринский театр, 14 апреля, Балет Дортмунда, хореограф Александр Экман

К Шекспиру этот фантастический спектакль никакого отношения не имеет — швед Александр Экман, чьи гомерически смешные «Кактусы» фестиваль привозил четыре года назад, вдохновлялся не английской пьесой, а традицией празднования летнего солнцестояния в родной стране. У нас 21 июня отмечают День скейтбордиста и День кинолога, в Швеции же до сих пор крепка традиция языческих гуляний, посвященных Солнцу. И Экман создает поразительную летнюю поэму — где посвященный труду день переходит в сладкую, откровенную, хохочущую ночь, где сцена засыпана сеном, которое при этом никому не мешает танцевать, и где танец как таковой в исполнении отлично выученной труппы возвращается к своим истокам.

Он может быть ритуалом — но не мрачным, как в «Весне священной», а жизнерадостным. Изначально у танца не было границ — и в лексике смешиваются и древние классические па и изобретения ХХ века. Только одно пугает с этим самым «Сном»: у фестиваля Dance Open, как известно, есть собственная магия, и пару лет назад, когда в Петербург была привезена «Снежная королева» из Екатеринбурга, в день спектакля вернулась настоящая зима. Ждать ли нам теперь лета в начале апреля?

Национальный балет Испании



Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

Александринский театр, 16 апреля

Эта труппа — первая государственная танцевальная труппа в Испании — и специализируется на фламенко. Тот театр, что занимается балетом, и в котором работали в свое время Майя Плисецкая, Начо Дуато, а сейчас возглавляет Хоакин де Лус, называется «Национальная компания танца Испании». Да, это странно — но надо просто привыкнуть.

Национальный балет Испании создан Антонио Гадесом — легендарным танцовщиком фламенко, отчаянным Хозе в собственной постановке «Кармен», на которую ломилась публика в советских кинотеатрах. Гадес вытащил из тайных кабачков великих танцовщиц, убедил свой народ в том, что фламенко может рассказывать истории, взятые из великой литературы, и хотя терпеть не мог «туристический» извод родного танца, не настаивал на закрытости традиции. Нынешний театр, что везет в Петербург специально подготовленную для этих гастролей программу, впитывает в себя все, иногда даже какие-то шаги из классического балета перенимает — и все же остается тем же самым древним и захватывающим искусством. Каблуки, кастаньеты, осанка, честь, страсть, ревность — вот ключевые слова.

Нидерландский театр танца II



Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

Александринский театр, 18 и 19 апреля, хореографы Пол Лайтфут и Соль Леон, Марко Гек

NDT II — молодежная труппа знаменитого Нидерландского театра танца, лучшей балетной труппы в мире из специализирующихся на современной хореографии. «Молодежность» вовсе не означает облегченный вариант, работают ее танцовщики вровень со старшими коллегами. На «второй» труппе отрабатываются стратегии, там пробуются новшества, там открываются новые имена. Но, конечно, и худрук Пол Лайтфут, вот уже тридцать лет сочиняющий танцы вместе с подругой — женой — снова подругой Соль Леон своим вниманием «молодежку» не оставляет.

В Петербург приезжают три одноактных спектакля. Два из них принадлежат творческому тандему Лайтфут и Леон (да, это именно в их «Объект перемен» десять лет назад влюбилась Диана Вишнева и получила разрешение представить балет в своей программе «Диалоги»), а третий — Марко Геке, чья звезда сейчас стремительно идет вверх. SH-Boom и Signing-off Лайтфута-Леон — чуть насмешливые истории о потерянности современного человечества и о налаживании контакта (нет, никто не будет плакаться зрителю в жилетку, это иронические заметки — хоть и с разным градусом драматизма). А «Сказанное в темноте» Геке — презентация стиля хореографа, который прославился тем, что сумел внутреннее волнение людей, ежедневный стресс вывести напрямую в пластику.

«Спящая красавица»



Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

Александринский театр, 22 апреля, Балет Лейпцига, хореограф Йерун Вербрюгген

У спектакля есть подзаголовок — Once upon a dream, и все главные события его происходят во сне. Аврора спит, Аврора во сне взрослеет и Авроре снятся кошмары — в том числе, например, нападение стаи волков, которые вроде бы и не волки вовсе и не собираются съедать девчонку в прямом смысле слова.

Партитура Чайковского аккуратно разобрана на номера, и эти номера перемешаны. Йерун Вербрюгген (петербуржцам он знаком по «Щелкунчику», что уже привозил Dance Open) соединил в спектакле, сделанном для Балета Лейпцига, Фрейда, фильмы ужасов, подростковые дневники и тайные мечты, в которых невозможно признаться родителям. Зрелище чрезвычайно любопытное — вот только детей на него точно брать не стоит: замучаетесь объяснять, чего же волки на самом деле хотят от девушки.

Национальный балет Нидерландов



Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

Александринский театр, 24 и 25 апреля, хореография Ханса ван Манена, Уильяма Форсайта и Джорджа Баланчина

Баланчин, ван Манен и Форсайт — амстердамская труппа привозит нам лучшие образцы неоклассики и деконструктивизма в балете. Dance Open, как всегда, старается найти в мире что-то интересное для всех любителей балета — и программа Национального балета Нидерландов предназначена для тех, кто считает себя консерватором. Ну, не таким уж совсем суровым, чтобы заканчивать историю балета на Мариусе Петипа или максимум на Михаиле Фокине, но все-таки глядящим на современные театры с укором: эх, не туда вы братцы двинулись, не туда.

Чистые линии и абсолютная музыкальность Баланчина и ван Манена обрадуют самого требовательного балетомана. А Форсайт именно в исполнении голландцев вдруг проявит свое родство (впрочем, и в Мариинке в свое время уже отчетливо обозначенное) с неоклассикой, которую он разбирает на части, собирает заново — и так, как ни странно, объясняется в любви.

«Лобби»



Фото: предоставлено творческим брендом Dance Open

Театр музыкальной комедии, 26 апреля, компания Tie Break

Стойка портье, кресла для визитеров, мигающий лампочками лифт — спектакль французской хип-хоп компании Tie Break предлагает взглянуть на сумасшедшую жизнь высококлассного отеля. Языком повествования становится брейк-данс — и застилаемая для постояльца постель превращается в батут, на стойке можно крутить фуэте на голове, а передвижную вешалку использовать десятком разных способов. В этих пяти? шести? семи? (говорят, такие есть в Дубае) звездах нет никакой надменности — зато есть масса веселья и восемь виртуозных танцовщиков, каждый из которых достоин титула звезды. Спектакль покажут в Театре музыкальной комедии.

Гала Dance Open

Александринский театр, 27 апреля

Самый жестокий пункт фестивальной программы. Dance Open никогда не сообщает заранее, кто и что будет танцевать в последний вечер феста — но билеты неизменно улетают в первый же день продаж, потому что за многие годы публика привыкла: никакой халтуры, будут только настоящие звезды. Кто не успел схватить билетик, два месяца до фестиваля печалятся. А через полгода гала обычно показывают по телевизору. Да, я знаю, что утешение маленькое, но что поделать.

Анна Гордеева специально для «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>