Как Минкульт Гарри Бардина оштрафовал

14 августа 2013, 18:57
Версия для печати Версия для печати

Этим летом на экраны должны были выйти "Три мелодии" – новый мультфильм Гарри Бардина, автора "Летучего корабля", "Кота в сапогах, "Адажио, "Гадкого утёнка" и ещё двух десятков незабываемых анимационных картин. Но выйдет этот мультфильм в лучшем случае в ноябре, с полугодовым опозданием, за которое Министерство культуры оштрафует студию Бардина. Режиссёр говорит, что в его "штучной" мультипликации, где всё – ручная работа, невозможно предусмотреть точные сроки. А 200 тысяч штрафа – это серьёзный удар по бюджету картины. Но чиновники неумолимы.

"Достаточно произнести "Летучий корабль" – и вы сразу улыбнётесь", – сказал Гарри Бардин, представляя свой будущий мультфильм "Три мелодии" в Интернете. Один из самых известных и любимых российских мультипликаторов говорил это по невесёлому поводу: чтобы доснять картину, в мае он объявил сбор денег в Интернете. С тех пор удалось собрать около полутора миллионов рублей – чуть больше половины того, что требуется.

Тем временем Министерство культуры заявило, что студия будет оштрафована за нарушение сроков сдачи картины.

"Три мелодии" Гарри Бардин начал снимать 2 года назад. Как рассказал "Фонтанке" режиссёр, в Министерстве культуры этот мультфильм "рассматривали как особый национальный проект". Государство финансировало его на 66 процентов. Оставшуюся треть денег должен был найти Бардин как продюсер. Предполагалось, что съёмки продлятся 2 года и летом 2013-го "Три мелодии" выйдут в прокат.

– Но случилась неприятность, в прошлом году я приболел, лежал в больнице, – продолжает Гарри Бардин. – Я предоставил документы в министерство. Я просил у них не денег. А всего лишь изменения календарного плана, пролонгации. Фильм я уже снял. Просто нужно время на постпродакшн – звук, запись, цветокоррекцию, всё, что полагается.

По словам Гарри Бардина, переговоры с министерством начинались оптимистично: директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов будто бы заверил режиссёра, что не о чем беспокоиться.

– Я ответил, ему, что опасаюсь штрафных санкций, – рассказывает дальше Гарри Бардин. – Тогда он сказал: "Ну, какие к вам могут быть штрафные санкции!".

На всякий случай мультипликатор письменно обратился к министру культуры Мединскому. Потом обратился ещё раз. Потом позвонил и попросил о приёме. Но Мединский отказал автору "Летучего корабля" в аудиенции: он убывал в отпуск.

– У его секретаря я спросил, знает ли вообще обо мне министр, – добавляет Гарри Бардин. – Она ответила: кто же вас не знает, вас даже мой ребёнок знает.

Источник кадра: Краудфандинговый сайт Планета.ру
Источник кадра: Краудфандинговый сайт Планета.ру

Во вторник, 12 августа директору студии Бардина позвонили из министерства и сообщили, что, согласно резолюции Мединского, продюсер и постановщик "Трёх мелодий" будет оштрафован.

На сайте Министерства культуры по этому поводу сказано, что "срок временной нетрудоспособности Гарри Яковлевича, являющейся уважительной причиной для пролонгации сроков производства фильма, будет учтен при расчете штрафных санкций". Таким образом, Бардина оштрафуют всего за два с половиной месяца, а не за полгода просрочки. То есть, как подсчитал режиссёр, на 200 тысяч рублей, потому что стандартный штраф – 80 тысяч за месяц просрочки.

– Я был ошарашен, – признаётся Бардин. – Всё-таки я рассчитывал на несколько другое отношение со стороны министра культуры страны, которой я уже служу 40 лет. Я многое сделал для этой культуры. Многие мои фильмы удостоены больших наград.

Прошлый мультфильм Гарри Бардина, "Гадкий утёнок", получил 12 Гран-при на международных фестивалях. Его называют самой пронзительной экранизацией сказки Андерсена. Маленький будущий лебедь, очень страшненький, рождается в уродливом и грязном птичьем дворе. Но птицы всем довольны, они не знают и знать не хотят, что за забором – совсем другой мир. Куры и утки по утрам выстраиваются на подъём флага, делают гимнастику под бодрые марши, едят, дерутся и пляшут. Утёнок в это не вписывается, хотя изо всех сил старается. Он милый и добрый, но он – другой, за это его клюют и колотят. Наконец, утёнок становится лебедем, и весь курятник из-за своего забора смотрит, как он летит в прекрасный большой мир. Под музыку Чайковского.

Гарри Бардин не склонен считать, что в Министерстве культуры усмотрели в его прошлом произведении какие-то аллюзии и подумали, будто автор и в "национальном проекте" станет на что-то намекать. Просто, считает режиссёр, "для Мединского важно, чтобы вертикаль работала". Хотя, продолжает он, "о настоящей подоплёке такого решения никто не скажет".

Директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов (бывший, напомним, директор "Ленфильма") говорит как раз о настоящей подоплёке. Получается, все действительно просто, хоть и грустно: исключение сделать невозможно. Даже для Гарри Бардина.

– В каждом договоре между министерством и производителем прописано всё, что предусмотрено за невыполнение контракта, – объяснил "Фонтанке" Тельнов. – Все кинематографисты знают об этом. И никакие исключения невозможны, я не хочу ходить по этому поводу в Генпрокуратуру, а нас постоянно проверяют. В последнее время штрафы платили и крупные компании: "Тритэ" Никиты Михалкова за "Шпионский роман" заплатила 3 миллиона, "Золотой орёл" за "Утомлённых солнцем" – миллион двести тысяч. И другие. Министерство не может принять решение о поблажке, это чревато последствиями для нас. Но мы учли, что он проболел 3 с половиной месяца. Иначе штрафные санкции были бы гораздо больше.

По словам Тельнова, Бардин мог ещё 2 года назад, при заключении контракта, назвать сроки с запасом. Режиссёр отвечает, что рассчитать всё по дням в его работе – это немыслимо.

"Три мелодии" – это три философские притчи, три жизненные истории. Каждая снята в своей технике, новой для Бардина, который обычно не повторяется.

– Это трудный процесс, – объясняет режиссёр. – Тем более что он не проторённый. Это не то чтобы известная метода, когда мы идём вослед кому-то. Мы каждый раз изобретаем колесо. Поэтому всё сложно.

О подробностях постановщик не говорит, хочет сохранить их в секрете до премьеры. "Фонтанке" он немного рассказал о первой части мультфильма.

– Техника – под классическую скульптуру, – говорит он. – Мы этого долго добивались. У нас долго не получалось. Но результатом я доволен.

Ещё известно, какую музыку услышат зрители: "Рондо-каприччиозо" Сен-Санса в первой части, "Элегию" Массне – во второй, Let My People Go Армстронга – в третьей.

"Гадкого утёнка" снимали втрое дольше: 6 лет. Из них 2 года заняла подготовка, ещё четыре – собственно съёмки.

– Мультфильм – это очень тщательная работа, – говорит Бардин. – В "Гадком утёнке" у меня в кадре двигаются 400 персонажей. А работали над фильмом всего 22 человека.

В "Трёх мелодиях", которые будут идти, в отличие от полнометражного "Утёнка", только 23 минуты, задействовано меньше персонажей, правда, работает над мультфильмом 15 человек.

Бардин приводит другой пример: на студии Pixar (США) полнометражный мультфильм снимают 4 года, в процессе заняты полторы тысячи сотрудников. Бюджет несопоставим с финансами студии Бардина.

Две трети "Трёх мелодий" были готовы к весне 2013 года, на оставшиеся съёмки не хватало денег. Бардин обращался к известным олигархам-меценатам, но безуспешно. "Я к этому привык", – добавляет он. Имён он "Фонтанке" назвать не захотел. На вопрос о возрасте этих олигархов, в том смысле, что они наверняка росли на "Летучем корабле" или "Коте в сапогах" Бардина, режиссёр усмехнулся: "Конечно, росли! Один вон каким вымахал!".

Не получив денег от меценатов, Бардин объявил сбор пожертвований в Интернете – на сайте planeta.ru. По условиям акции, если бы не было собрано половины нужной суммы, то все деньги пришлось бы вернуть жертвователям.

– Но нам удалось собрать чуть больше половины – 1 миллион 400 тысяч, – говорит Бардин. – А нужно было 2 миллиона 200 тысяч.

Деньги продолжают поступать, и Бардин уверен, что закончит работу в начале ноября – несмотря на штрафы.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

Робот-экскурсовод 1960-х, аэросани-амфибия, электроавтомобили начала ХХ века — что смотреть на выставке в «Манеже»

Новая выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в «Манеже» мало похожа на обычные проекты ЦВЗ: все-таки за последние годы устоялось, что здесь всегда — про искусство и творчество. А тут вдруг два этажа выставочного зала заняла техника и макеты. Да и вообще, собираясь на выставку музея, не ожидаешь смотреть на трамвай с современных улиц, башню «Лахта Центра» или протезы. Тем не менее, все это на выставке есть.

Статьи

>